Кубок красного быка

21 марта 2014

Полку российских спортсменов в международных мотосериях прибыло. Петербуржец Макар Юрченко прошел сквозь сито отборочного тура молодежного кубка Red Bull MotoGP Rookies Cup и в следующем году поборется за главный трофей. О том, чего это стоило, мы в начале года поговорили с его отцом Борисом Юрченко.


Кубок красного быка

Выпуск:
Журнал «МОТО» – март 2014

Автор:
Роман АБАЛАКИН, фото Red Bull и из архива семьи Юрченко

Теги:
MotoGP / Юрченко / Red Bull / Интервью /

Просмотры:
3088

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Последний раз мы встречались в испанском Арагоне почти год назад. За этот период произошло многое. А главное – попадание Макара в число участников мировой серии Red Bull MotoGP Rookies Cup. Откуда вообще появилась идея подать туда заявку? 


Это возникает, когда движешься вверх, преодолеваешь одну ступеньку за другой. Макар занимался мотокроссом, и еще недавно мы понятия не имели, что такое «кольцо»… Даже прошлым летом, когда во время тренировок в Испании к Макару приглядывался один из именитых испанцев и высказывал какие-то свои мысли по поводу его будущего в «королевских гонках», я его слушал, честно говоря, вполуха. Потому что представить себе, что у нас будет шанс поехать в MotoGP, – такого точно не было. Хотя при этом мы готовились к очередному редбульному отбору. 

Последние два-три года в мотокроссе мы понимали, куда, с кем и как расти, а также над чем и сколько работать… Я про кросс могу книги писать. Там не будет деталей, которые очевидны тренеру-профессионалу, зато подробно – про «строительство» сезона, предсезонную подготовку, объем наката… 

И тут мы приходим с Макаром в новый для нас вид спорта, и никто нам до сих пор не может дать программу подготовки (в том числе и общефизическую). В то же время я читаю на сайте Red Bull Rookies Cup о мальчишках, которые уже давно «в обойме». К примеру, про одного австралийского парня: он в институте спорта Австралии, его курируют, он получает поддержку и все остальное. И мы… Мы даже не знаем, где получить информацию: где и сколько нужно бегать, прыгать, что тренировать и где готовить – увы, сплошные разговоры. Хорошо, что у меня была мотокроссовая программа, созданная знакомым тренером. Так что все успехи Макара за последние три года, можно сказать, только благодаря ей. И я, конечно, в меру своих возможностей пытаюсь адаптировать ее под «кольцо», но все равно… 


Прошлый сезон Макар вместе с испанской командой известного гонщика Ксавьера Фореса «откатал» в местном кубке Copa de España de Velocidad в классе Pre GP125 (Pre Moto3). Был ли там какой-то куратор, который бы как-то помогал и в чем-то подсказывал? 


Все, что сделано, сделано нами с Макаром. Брали максимум от каждой тренировки. Иногда вопреки общей практике.

 

Но для роста в любом виде спорта нужен накат. Само собой, в «кольце» тоже. Как его восполняли? 


Честно говоря, этот накат в виде тренировок я вырывал зубами, как в команде, так и вне ее. Поэтому недостающий опыт добирали уже в школе KSB в Валенсии. Там испанские ребята катаются на «миниках» и прочих пит-байках с 5–6 лет, приходя к 14 годам с шестилетним опытом на асфальте. А у Макара к этому возрасту был ноль, так что за год нам нужно было экстерном пройти сразу три. Мы девять раз выезжали в Испанию и в полной мере отработали там 60 дней: с утра и до вечера, плечом к плечу с топовыми мальчишками и с одним из лучших тренеров. Само собой, тот кроссовый уровень, который у Макара уже был, позволил не начинать с нуля и быстро заполнить определенные пробелы (Макар Юрченко имеет на своем счету серебро Первенства МФР по мотокроссу 2012 года в классе 85 см³ и бронзу Первенства МФР по суперкроссу 2013 года в классе 85 см³, а также многочисленные старты в чемпионате Европы.). 

Тем не менее шероховатости все равно присутствуют, и их обязательно надо убрать. Потому что если азбуку ты не освоил, в дальнейшем будут проблемы. Сама школа KSB выглядит как небольшой асфальтовый пятачок с конусами и покрышками – этакий мини-вариант картинговой трассы, где на маломощных мотоциклах шлифуют мастерство управления 20–30 детишек. Причем техника вся разная: у одного переднее колесо лысое «в ноль», отчего его срывает в каждом повороте, у второго – заднее, у третьего – оба, у четвертого обломан рычаг, у пятого – всё в идеале. И они постоянно меняются мотоциклами, чтобы не зацикливаться на одних условиях и учиться выжимать максимум из имеющегося. 

Макар за этот год освоил больше десятка разных типов мотоциклов. Достаточно вспомнить, как мы опробовали «шестисотку» в Питере на локальных соревнованиях на автодроме «Санкт- Петербург». Он впервые сел на Yamaha YZF-R6 и выиграл у питерских гонщиков. Хотя до этого еще на 250-ках не наездился толком, а тут сел со своими 50 кг на машину, которая ни по весу, ни по подвескам ему не соответствует… Она же не отрабатывает, как следует. Еще и трек, который разбит вдрабадан. Сын после одного заезда удивлялся: «Пап, мы же ушли из мотокросса. Почему у меня зуб на зуб не попадает?» 

Для меня самое важное – профессиональный рост Макара и постижение процесса: что-бы он станоился крепче, сильнее, мудрее, быстрее. За прошедший год он весьма неплохо освоился и начал понимать, куда ему идти, на что обращать внимание. С точки зрения спортивного результата сложно давать какие-то прогнозы. 

Помню, в прошлом году с нами в команде Ксавьера Фореса (Ксавьер Форес стал чемпионом Испании 2013 года в кольцевом топ-классе Stock Extreme, а также подменял Карлоса Чеку на гонке WSBK в Хересе) были и ребята, которые, как предполагалось, должны были бороться за подиум Кубка Испании. И я считал, что раз уж мы с такими монстрами, то все в полном порядке и сыну есть, за кем тянуться. На первых сборах Макар проигрывал им с круга 15–17 с, а на четвертых – уже 2,5 с… Я подумал, что мы в шаге от рекордов. А в гонках оказалось, что эти парни «сливали» всем по три секунды как минимум. Поэтому на первом этапе в квалификации мы начали с шестисекундным отставанием – и закончили девятнадцатыми. 

Но Макар прогрессировал весь уикенд – и в гонке покруговое отставание от лидеров было уже четырехсекундное. Финишировал он на тринадцатом месте. Во втором раунде он поначалу отставал на четыре секунды, а под конец сократил разрыв до одной… Но Ксавьер Форес удерживал нас буквально от всего: «Это всего лишь первый сезон. Ты никуда не торопись. Step by step. Ты сейчас упрешься в стену». И только тот тренер из школы KSB в Валенсии реально подсказал, что мы движемся в нужном направлении. 


Но давайте вернемся непосредственно к MotoGP Rookies Cup, который возглавляет Питер Клиффорд. Что он за человек? 


Кубок Red Bull Rookies Cup – это свой мир. И Клиффорд рулит этим проектом. Он и директор, и идейный вдохновитель. Он сформировал свой набор правил (поступления, отбора, участия) – и это все закрытая информация. Есть формальные сроки подачи заявок, есть отбор, есть разработанные формы для приглашения на очный тур. Но критерии отбора они не раскрывают. Вывешивают списки с разбитыми на группы уча стниками и говорят: «Вот одинаковый для всех мотоцикл, в таком регламенте вы все живете, во столько встали, во столько пришли, во столько зарегистрировались, во столько переоделись, получили инструктаж, во столько выехали. Ваша задача – показать, что вы умеете». 

Они не говорят, по каким критериям будут оценивать, а также является скорость приоритетом или нет. Наставления организаторов обычно ограничиваются короткими фразами: «Постарайтесь привыкнуть к мотоциклу и не упасть с лошади, на которую вы сели. Вы должны слиться с асфальтом, траекториями, чтобы показать максимальный пилотаж»

По трассе расставлены пять человек из числа руководителей, которые в каждом повороте оценивают, как тормозит спортсмен, как подходит к повороту, как готовится, какая траектория, как обгоняет, как пропускает, как из круга в круг развивается… 

Из бокса в произвольном порядке вытолкнули на трассу, дали 15 минут на разминку, а затем отмахали клетчатым флагом – всем спасибо. После обеда выехали на двадцатиминутную сессию, чтобы снова показать то же самое. Всё! Нет там ни первых, ни вторых, ни времен, ни каких-то рекомендаций. Просто закончился день, из первой полусотни выбрали 25 человек, их на брифинге объявили… 

Во второй день – следующие двадцать пять. В третий – из 50 финалистов выбирают двенадцать. А остальным – «мы верим в ваш талант, продолжайте заниматься, ждем вас на следующий отбор». И даже тем, кто попал в кубок, говорят: «Спасибо. До свидания. Мы вам все пришлем по электронной почте». 

Документы стали приходить к нам через две-три недели после возвращения. В них затрагивались темы, связанные с размером экипировки, требованиями к механику, общим описанием будущего сезона и так далее. Потом пришел контракт. Причем мы ожидали его на год, а он оказался пятилетним. Сами организаторы явно выступают за расширение географии участников без потери качества. В этом сезоне из 24 молодых гонщиков будут пять испанцев, пять итальянцев, два голландца, два француза и всех остальных – по одному. 

Но все равно у меня осталась уйма вопросов. Несомненно, Макар показывал достойные секунды и у него был заметный прогресс. И он выглядел на полголовы сильнее спортсменов из тех стран, где быстрых парнишек сотни и полно треков, школ и всего остального… Но это никоим образом не гарантировало попадание, потому что в «Ред Булле» слишком много закулисных тем, которые мы, возможно, никогда и не узнаем. Главное – есть спортивный результат и вокруг него есть движение.


Организаторы кубка обеспечивают мотоциклом, механиком и экипировкой. Что из расходов придется оплачивать самим? 


Да, они предоставляют единый мотоцикл для всех – KTM RC250R. Ради повышения ресурса и экономии они его никак не тюнингуют – все в равных условиях. У организаторов, как они пишут, есть семь профессиональных механиков, между которыми будут распределены все 24 мотоцикла участников. Соответственно, всю работу по технике они ведут сами. Но на пит-лейне и в боксах гонщика должен провожать и встречать так называемый помощник механика. 

Как правило, это родители, расходы по которым участник несет сам. У Макара, наверное, им буду я. Для помощника механика есть отдельный регламент из 10–12 пунктов. Мне предстоит писать ежедневные отчеты, вести хронометраж кругов и записывать в журнал, стоять на стартовой решетке вместе с пилотом, натирать его шлем и экипировку, чистить мотоцикл, заправлять бензином, бегать по мелким поручениям механиков и многое другое. И никаких движений без их разрешения. 

В прошлом году я заблуждался. Думал, что отдаю сына в какую-то мотоакадемию, где из него сделают Марка Маркеса. Оказалось, что никакого учебного процесса нет. У нас запланирован всего один тренировочный уикенд в программе – это три дня ознакомления с командой, механиками и мотоциклом. В эти три дня он попробует KTM, а в следующий уикенд – уже первый этап. Организаторы кубка прислали также свое видение развития событий, где намеками указали, что со своей стороны (пока считают возможным и целесообразным) готовы потратить вот такое количество денег, но при этом мы должны найти столько же, поэтому вправе заключать спонсорские контракты. 

Вся спортивная активность в сезоне – только с письменного разрешения. Поэтому уже сейчас мы обязаны предоставить полный перечень мероприятий, в которых хотим участвовать. Каждый шаг по ходу серии и вне ее строго прописан. Грубо говоря, если вы попали в обойму перспективных, то к вам и соответствующие требования. Что касается других чемпионатов, то мы планируем ехать в испанском CEV и именно там будем строить свой тренировочный процесс. 


А кроме CEV есть в планах какой-нибудь другой чемпионат? 


Чемпионат CEV на две головы быстрее, сильнее и профессиональнее, чем Copa de España de Velocidad, в котором мы ездили раньше. Он на уровне итальянского CIV. Понятно, что в нем спортсмены проходят обкатку перед мировыми первенствами. В прошлом году из 41 пилота CEV категории Moto3 было всего 15–17 испанцев. А в этом он еще и получил статус международного: шесть этапов пройдут в Испании и по одному – во Франции и Португалии. 

Естественно, участие в нем более дорогое. Насколько знаю, контракт с командой стоит 150 – 250 тыс. евро (кто-то включает тренировочную программу, питание и проживание, а кто-то считает все отдельно). За эти деньги на все этапы предоставляется мотоцикл, своевременно меняется резина, организуется обслуживание, бензин, логистика и все остальное. Мы только приезжаем на гоночный уикенд, заходим в бокс, Макар надевает комбинезон и шлем – все готово. 

У нас будет по восемь этапов в «Ред Булле» и в CEV – всего 16 полноценных раундов за сезон. Плюс огромная тренировочная программа. Думаю, этого более чем достаточно. Я не против пит-байков или «миников» в Питере (в качестве развлечения для Макара), но из-за царящего тут бардака это сложно будет сделать даже с точки зрения согласований с Red Bull. А по России я мотаться точно не буду – у нас нет Moto3. 

Кстати, за потенциальными конкурентами в CEV я слежу внимательно… Эта привычка собирать данные по соперникам еще с мотокросса. Тогда у меня были результаты всех парней, которые стояли на ступеньку ниже Макара и на десять выше. Я анализировал, ставил цели от гонки к гонке. Понимал, кого через неделю Макар должен «съесть», а кого – через месяц. И все время, сидя дома, на три-четыре гонки вперед я мог предсказать, где и каким при равных обстоятельствах он приедет. 

Это все чистой воды математика. У меня дома распечатаны все результаты в CEV за два последних года (всех ребят на всех трассах) и много другого статистического материала. Кроме того, за шесть лет мотокарьеры Макара я собрал все его медали, кубки, грамоты с указанием того, где они завоеваны и при каких обстоятельствах. То есть что я могу и понимаю, то и делаю. Может быть, половина из этого – пустое. Может, даже 90 %. Но кто скажет, что из этого является лишним, а что – нет? 

Мне это доставляет удовольствие, я понимаю, что делаю. Однако во всем, что касается мотоцикла, и в том, что с ним делать на трассе, я полный ноль. Я не лезу в это. Но в отношении эмоционального развития, правильного психологического настроя, общения, питания и общеспортивного режима, я считаю, мы выбрали верную стратегию.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх