Главное - не торопиться!

07 октября 2014

Сайдкары, уйдя из разряда «автомобилезаменителей», вернулись как снаряжение для всесезонного туризма – а недавно еще и как атрибут ретростиля. И если со стилем понятно, то каково на этом ездить?


Главное - не торопиться!

Выпуск:
Журнал «МОТО» – октябрь 2014

Автор:
Андрей «Котофей» КОЧЕТОВ, фото автора и Евгении ЛЮБИМОВОЙ

Теги:
Royal Enfield / Коляска / Classic 500 Cozy Rhino Sidecar / Сайдкар /

Просмотры:
8478

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Моя «мотокарьера» начиналась как раз с колясочников. Первым был ИЖ «Юпитер-2», безбожно зачопперенный, потом брызжущий маслом ржавый «Урал», а потом… В среде зарождавшегося байкерского движения ездить на колясочнике считалось «колхозом» и «пенсионерством», ведь в СССР колясыч был относительно дешевым заменителем недоступного авто. На нем пахали огороды и возили на рынок мешки с картошкой, отправлялись на рыбалку и охоту, везли невест в ЗАГС и забирали жен из роддома. Но прошли годы, и несколько лет назад я вновь вернулся к колясочникам, сначала для зимних поездок, а потом основательно проникся темой. 

В конце сезона мне выпала удача не просто на несколько дней сбежать от пожитухи, но сделать это на легенде англо-индийского мотопрома, да еще с коляской! Нас ждут дорожки Ярославской области и древний Переславль-Залесский, ставший однажды очень близким… Никаких сверхзадач: просто побыть наедине с природой, с самим собой, своими мыслями. 

Приборная панель аутентична. Только вместо амперметра конрольные лампы уровня топлива и check engine.

Ключ на старт, и 500‑кубовая «одностволка» тут же отозвалась револьверными хлопками. Поворот ручки – и хлопки превращаются в дробную очередь. Мой новый друг легко подрывается, описав плавную дугу, выносит меня с Яузской набережной на Садовое кольцо и… утыкается в пробку. То, что колясочник и город – понятия несовместимые, доказательств не требует. Несмотря на фантастическую маневренность, я тыркался в общем потоке. Но не успел пересечь МКАД (то есть часа через полтора), как на меня снизошло некое озарение: мы ведь никуда не торопимся! Я поднял забрало, вкусно закурил и огляделся. Машины приветственно сигналили, из окон на меня смотрели непривычно улыбающиеся лица, пронизывающие пробки мотоциклисты поднимали вверх большие пальцы, мол, «круть!» Просто позитив! В большом городе кого‑то чем‑то удивить сложно… если, конечно, ты не на «Энфилде» с коляской. В прошлом году нечто подобное я ощущал, когда тестировал «Урал». 

Стоп-сигнал тот самый. А вот хромированные поворотники – деталь экспортных моделей.

Когда‑то мотоциклы Royal Enfield выпускались под девизом «Made like a gun, goes like a bullet» («Сделан как пушка, летит как пуля»). Первое – несомненно! В нем больше стали, чем в самом железном «Харли». А вот скорость… Вырвавшись наконец на «оперативный простор» Ярославского шоссе, вновь понял: главное – не торопиться! Солнце клонилось к закату, мы мчали 100 км/ч, нарушая спокойствие полей бодрым стрекотом мотора, а мухи и пыль медленно покрывали нас ровным слоем. И было в этом что‑то первобытное, настоящее и давно забытое, как черно-белый фильм, воспоминание из детства, эхо прошлой жизни… 

Несмотря на внешнюю компактность, коляска вместительна. Удобный багажник в задней части даже запирается на ключ.

Ходовые свойства «одиночки» мой коллега .Stinger уже описывал («Мото» №7-2011). В варианте с коляской – все то же самое, но процентов на 20 медленнее, спокойнее, плавнее. Во-первых, дополнительный вес. Во-вторых, приличный парус – шутки про попутный ветер вполне актуальны. Обосновавшись в Переславле, мы несколько дней просто колесили по окрестностям без какой‑либо цели. Мы прошерстили и залатанный асфальт, и гравийный грейдер, и грунтовые дорожки. Проплывали сквозь луга, разрезали перелески, заезжали в деревушки, забирались на холмы и любовались просторами средней полосы. Мы не летели, не валили и даже не ехали… Мы катились, и время будто замерло, никуда не торопясь вместе с нами. 

Система крепления и амортизации коляски загадочна и архаична. Тем не менее отлично выполняет свои функции.

Нечто подобное я испытал, отправившись в пробег на «Яве» («Мото» №9-2013). А вот прошлогодний «Урал» – по сути, то же нео-ретро, но характером от «Энфилда» отличается, как раллийный джип от паркетника. Он в полтора раза мощнее и кубатурнее, отчего резок, силен и норовист – расслабиться не даст, им действительно надо рулить. «Урал» – боец бездорожья, а «Энфилд» – денди проспектов и асфальтовых дорог. 

Мотор, разработанный несколько лет назад австрийской фирмой AVL, сохранил не только внешность, но и особенности классической длинноходной нижневальной «одностволки»: не быстр, но тяговит. Что идеально подходит для колясыча. Можно катиться на холостых медленнее скорости пешехода, но, в отличие от «одиночки», приходится чаще щелкать передачами, потому как тут для каждой скорости – своя скорость (простите за тавтологию). Бензин потребляет любой и, думаю, поехал бы даже на том, что у меня, как опытного туриста, было с собой во фляжке. Правда, на Аи-95 идет резвее и разгоняется аж до 110 км/ч. Но попытки раскочегарить его дальше отзывались надрывным стрекотом движка и недовольным перезвоном клапанов. Да и зачем? Нам обоим по душе неспешный ритм езды, жизни… Мы оба никуда не спешим. 

Слева над фарой бутафорский поворотник – индийское наследство.

Несмотря на компактные габариты, эргономика великолепна. Естественно, это абсолютно классическая посадка с прямой спиной, без наклона вперед: ни тянуться к рулю, ни сгибать руки в локтях не нужно. Колени ниже бедра, а их угол меньше 90 градусов – как в домашнем кресле, но и на неровностях привставать на подножках удобно. А когда спускаешь ноги, они почти полностью выпрямлены (даже при моем росте за метр восемьдесят). 

Приятно удивили подвески. Газонаполненные амортизаторы сзади, «телескоп» спереди, да еще и подпружиненное сиденье водителя. Мягко, но при этом собранно и плавно. 

Техно-контрасты: «газовые» амортизаторы и архаичный тормозной барабан.

Тормоза можно назвать вяловатыми. Но для того стиля езды, который задает архаичный колясочник, их вполне хватает. Передний дисковый с двухпоршневой скобой вполне адекватен, а задний барабанный скорее притормаживающий, нежели тормозящий. На колесе коляски тормоза нет, но на эффективность торможения относительно легкого аппарата это заметно не влияет. 

Удивительное дело, «Энфилд» везде казался на своем месте – и на дорогах Среднерусской возвышенности, и в музее паровозов среди экспонатов, и в антураже старого уездного городка.

Сама коляска – образчик ретродизайна, напоминающий кабриолет 20‑х годов прошлого века, увенчанный спереди узким лодочным носом. Впечатление усиливает складной дерматиновый тент, полностью закрывающий пассажира. Коляски – это дополнительная опция. Их изготавливает фирма Cozy India во множестве вариантов, два из которых – Rhino и Rocket – можно приобрести в России. Система крепления коляски к раме загадочна и архаична. Но надежна. Бросается в глаза подобие амортизатора, соединяющее коляску и перо вилки и исполняющее роль демпфера, который гасит обычный для мотоциклов с колясками «расколбас». С задачей справляется отлично, правда, при поворотах на руле приходится прикладывать усилие. Коляска, хоть и железная, но легкая, поэтому при правых поворотах запросто отрывается от земли. Система амортизации столь же загадочна: практически горизонтальный амортизатор и резиновые подушки-расчалки, соединяющие раму и само «корыто». Но отрабатывает на отлично! Из минусов разве что низковатая крыша (от пола до потолка всего 85 см) да электрооборудование (полностью отсутствуют габаритные огни). Но первое – скорее, нюанс для рослых пассажиров, а второе легко решается самостоятельно установкой подходящих по стилю фонарей и парой дополнительных проводов. 

Сиденья вполне комфортны, а водительское еще и подпружинено.

Единственный реальный минус, подмеченный за наше недолгое знакомство, – это вибрации на руле, причем (в отличие от того же «Харли») усиливающиеся с набором оборотов. Виной всему низкооборотистый двигатель без балансирных валов, закрепленный жестко, как и руль. Хотя и эту проблему можно частично решить путем установки ручек помягче и потолще, ну и перчатками. 

Большой плюс классики  –  в доступности узлов и агрегатов.

Живуче мнение, что покупая «Энфилд», ты женишься на нем, а механик становится членом семьи… То же самое я слышал и про «Харли», и про «Урал»… Мудрец сказал: «Не верь слухам, а еще больше людям, их распространяющим». Экспортный вариант, который продают дилеры в России и Европе, сильно отличается от его брата, с которым имеют дело путешественники в Индии. Прежде всего технически. Да, индийский мотопром еще далек от японского. И не знаю, постигнете ли вы в процессе общения с ним дзен, но искусство ухода за мотоциклом придется, поскольку цепь требует регулярного обслуживания, вибрации приучают следить за затяжкой болтов… По опыту владельцев, мелкие поломки случаются, но лишь на том уровне, чтобы не забыть, откуда руки растут. Ведь вы покупаете настоящий железный Мотоцикл, а не «пластиковую ракету». 

Вечером перед возвращением я сидел на берегу Плещеева озера и потягивал вкусный ром, а на фоне воды темнел изящный силуэт «Энфилда». Он прост, понятен, можно даже сказать – естественен. Он добродушный, как большой лохматый барбос. Он не вызывает настороженности и отторжения, как орущий музлом и слепящий гирляндами огней турер, в таких местах столь же чужеродный, как инопланетный корабль. Он вызывает добродушные улыбки, желание потрогать, пообщаться с хозяином. Он в мире с этим миром. 


Итог 

Если согласиться с Шурой Каретным, что «уже все придумано, остальное – гадзиллизм», то Royal Enfield – мотоцикл абсолютный. Есть все, что нужно, и ничего лишнего. Это стиль, история, традиции. Для меня он стал одним из тех приятных сюрпризов, когда действительность оказывается лучше ожиданий. Индусы серьезно поработали над технической «внутрянкой», сохранив при этом обаяние и дух классических британских мотоциклов. Что касаемо варианта «колясочник », то в моем понимании легких мотопрогулок, особенно семейных, он почти идеален. Главное – не торопиться! Но агитировать за свою веру не стану, ибо ни умом, ни саном не вышел. А с практической точки зрения у колясочника есть минусы (тихоходность и габариты) и плюсы (многоместность, грузоподъемность и устойчивость). Да, для города коляска как ядро на ноге каторжника. Но эту дилемму решить проще простого: пара гаечных ключей и 15 минут превратят его в «одиночку ». 

Мотоцикл предоставлен на тест компанией «МотоКлассика». Экипировка – магазином Force'Age.


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх