Maserati мотомира: интервью с президентом Moto Morini

17 октября 2012

Когда в июле прошлого года два итальянских бизнесмена выкупили обанкротившуюся компанию Moto Morini, эта новость вызвала у всех хорошо знакомых с лабиринтами итальянской мотопромышленности лишь циничные ухмылки.  Но меньше чем через год новым владельцам удалось возобновить производство, и я беседую с президентом компании Сандро Капотоси.


Maserati мотомира: интервью с президентом Moto Morini

Выпуск:
Журнал «МОТО» – октябрь 2012

Автор:
Алан Каткарт, фото Кела Эджа, перевод Александра Воронцова

Теги:
Интервью / Бренды / Moto Morini /

Просмотры:
4025

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

59-летний миланский банкир Сандро Капотоси – живое опровержение того мнения, что все банкиры – спекулянты. Заядлый спортсмен – в 1994 году он выиграл чемпионат Европы по яхтенному спорту – и мотоциклист, он вместе со своим партнером Руджеро-Массимо Яннуццелли полон решимости вернуть марку Moto Morini из небытия. За год, прошедший после покупки, Сандро изучил все ступени мотобизнеса – вплоть до того, что лично собрал двигатель CorsaCorta под присмотром Джорджио Аранкарати, мастера-сборщика.

Сандро, приобретение Moto Morini – веление сердца или просто бизнес?

Думаю, нет итальянца старше 50 лет, который хоть раз в своей жизни не ездил бы на Morini, и я не исключение. Я заядлый мотоциклист с 14 лет, и первым моим аппаратом стал 50-кубовый Morini Corsarino, потом его сменил Morini Scrambler. Затем были другие марки, и вот 40 лет спустя я вновь купил Morini – 1200-кубовый Granpasso. Фантастический аппарат! Именно он и натолкнул меня на мысль купить компанию.

Как это произошло?

Однажды я прочитал в газете, что компания Moto Morini подлежит ликвидации – и подумал: да это же невозможно! Я езжу на ее мотоцикле и знаю, какие превосходные машины она выпускает. Увы, это самый главный секрет в итальянской мотопромышленности – потому что компания слишком мала, чтобы себя пиарить. Так что я переговорил со своим партнером Руджеро-Массимо Яннуццелли, и мы решили выкупить Moto Morini.

Во сколько это вам обошлось?

1 960 000 евро. В эту сумму входят все права на марки Moto Morini и Morini Franco Motori, на конструкции мотоциклов и моторов, весь задел деталей (который стоит около 8 миллионов евро), собранные и несобранные мотоциклы, производственное оборудование – в общем, все, кроме здания. У нас есть опцион и на покупку участка вместе с помещениями, но два года мы можем арендовать их бесплатно – это входит в условия сделки. Потом, думаю, мы выкупим их.

И что вы сделали после приобретения Moto Morini?

Во-первых, мы инвестировали в закупку нового оборудования и возобновили производство трех прежних моделей – Corsaro, Granpasso и Scrambler. Во-вторых, мы финансировали разработку новой модели – Rebello Giubileo, выпущенной к 75-летию компании. В третьих, мы сделали значительные вложения в разработку и развитие нашего сайта www.motomorinimotorcycles.eu, потому что интернет – наша витрина, наш прилавок, наше средство найти новых покупателей и оставаться в контакте с владельцами нашей продукции. Интернет – основа нашего бизнес-плана.

Если я хочу купить ваш мотоцикл, что мне надо сделать?

Вы можете купить его прямо на нашем сайте. Заходите в раздел «Конфигуратор», выбираете модель, цвет и начинаете подбирать опции и аксессуары из нашего каталога. В левом углу экрана вы видите окошко, которое по мере вашего выбора показывает, сколько сделано точно таких же мотоциклов – 8, 5, 2, 0! Так что вы можете не только индивидуализировать аппарат под собственный вкус, но и убедиться, что другого такого нет.

После того, как я оплатил покупку через интернет, сколько мне ждать готового мотоцикла?

Машина будет готова к отправке максимум через 60 дней. Если вы забираете его сами, он обходится вам по заводской цене. Если вы живете в Европе и хотите забрать его в ближайшем к вам сервисном центре, то платите еще 200 евро за доставку и 200 евро за полную предпродажную подготовку – включая регистрацию.

А как будут решаться вопросы ремонта и обслуживания?

Для этого мы и создаем сеть наших сервисных центров. Мы хотим уйти от привычной цепочки импортер-дилер: прежде дилеры, торговавшие Moto Morini, обычно занимались также Ducati и Aprilia и уделяли больше внимания этим маркам как более массовым. Поэтому мы выстраиваем другую модель: продажи через интернет, в каждой стране сеть сервисных центров и объединяющий их координатор. Думаю, что это наиболее подходящий способ продаж и обслуживания для компании нашего масштаба.

Какова же ценовая стратегия? Придется ли переплачивать за такое персональное внимание?

Мы вернулись на рынок с очень конкурентоспособными ценами – примерно на две-три тысячи евро меньшими, чем за аналогичные модели у наших конкурентов. В Италии модель Scrambler стоит 9900 евро (включая налог), Granpasso – 11 300 евро, а Corsaro – 10 900 евро.

Это три существующие модели. Но у вас есть еще и новая, четвертая модель?

Да, это Rebello, которая базируется на платформе Corsaro, но отличается свежим дизайном. В этом году мы выпустим 100 экземпляров в исполнении Giubileo – все уже они проданы (через интернет) по 15 900 евро. А в 2013 году начнем массовое производство этой модели.

А еще над какими новыми моделями вы работаете?

Об этом я расскажу вам при следующей встрече – потому что мы только-только запускаем производство Rebello и должны на этом сконцентрироваться. Пока нам важно твердо встать на ноги с существующей гаммой из четырех моделей.

Сколько мотоциклов выпустит Moto Morini в этом году?

600 аппаратов. В следующем году мы планируем изготовить одну-полторы тысячи машин – в зависимости от спроса.

Во сколько обошлось вам и вашему партнеру возрождение Moto Morini?

Приобретение Moto Morini обошлось нам в 1,96 миллиона евро, и мы планируем потратить еще шесть миллионов на ее трансформацию в ту компанию, которую мы хотим видеть. Если это потребует больших денег – выложим больше. Все эти средства мы найдем сами, не обращаясь к сторонним банкам или фондам – это принципиально. Это наш проект, и у нас есть ресурсы на его развитие.

Какова ваша конечная цель? Вы собираетесь стать массовым производителем, как Ducati, или останетесь в нише изготовителя эксклюзивной продукции, как Bimota?

Безусловно, не таким маленьким, как Bimota. Мы собираемся выпускать не более 5000 мотоциклов ежегодно – все высочайшего качества. Наша ниша – в точности посередине между индустриальным массовым производством и штучной ручной работой. Я вижу будущее Moto Morini как высококлассного бренда с великолепным заводом, на который мы будем водить экскурсии, с небольшим, но чрезвычайно высококвалифицированным штатом сотрудников, которые будут делать уникальную и высококачественную продукцию – как Maserati в мире четырех колес. Мы останемся компанией среднего размера, что гарантирует нашу гибкость. Я думаю, что наша цель – быть итальянцами в каждом аспекте нашего бизнеса: в производстве, в дизайне, в работе с поставщиками. За рубежом итальянцев знают как людей с уникальным характером и уникальным чувством стиля. И в возрождении Moto Morini мы остаемся итальянцами во всем, что мы делаем, – и гордимся этим.


75 – не возраст.

Чтобы понять место компании Moto Morini в мотомире, надо хоть вкратце познакомиться с ее историей. Ее основал в 1937 году промышленник из Болоньи Альфонсо Морини, и большую часть своей жизни она оставалась маленьким, но амбициозным семейным предприятием, нередко бросавшим вызов мощным концернам. Самым известным ее подвигом стало создание 250-кубового одноцилиндрового гоночного аппарата, выдававшего 37 л.с. при 13 000 об/мин, – на нем Тарквиньо Провини в 1963 году едва не отобрал титул чемпиона мира у Джима Редмана, выступавшего на четырехцилиндровой Honda. Именно на 250-кубовом Morini Джакомо Агостини в 1964 году выиграл чемпионат Италии – и тем самым привлек внимание графа Агусты, в команде которого добыл 13 титулов чемпиона мира.

Альфонсо Морини умер в 1969 году, и руководство компанией взяла на себя его дочь Габриэлла. Она благоразумно решила диверсифицировать производство, и традиционную модельную гамму легких мотоциклов с одноцилиндровыми моторами рабочим объемом 125 и 175 см³ дополнило в 1973 году семейство аппаратов с двухцилиндровыми V-образными двигателями, разработанными Франко Ламбертини, бывшим конструктором Ferrari. Эти моторы отличались углом развала цилиндров 72º и расположенными в днищах поршней камерами сгорания типа Heron. Первой дебютировала 350-кубовая 3½ Strada, за ней последовали 500-кубовая модификация и ее «половинка» — одноцилиндровая 250-кубовая машина. За два десятка лет компания выпустила около 85 000 этих своеобразных аппаратов. Впервые на четырехтактных мотоциклах массового производства на них были внедрены электронное зажигание, привод распредвала зубчатым ремнем, сухое сцепление и шестиступенчатая коробка передач. Удачный туристический эндуро Canguro послужил образцом для таких машин, как Honda Africa Twin. Но, хотя компания и приносила прибыль, при годовом выпуске 10 000 мотоциклов в год ее было недостаточно для разработки новых семейств. После неудачной попытки выпустить 84-сильную версию Turbo 500-кубовой модели Габриэлла Морини в 1987 году продала свою компанию братьям Кастильони, владельцам империи Cagiva.

Заядлые энтузиасты мотогонок, братья Кастильони не могли упустить шанса купить марку с такой богатой историей. Тем более что в дополнение к имени прилагался завод, расположенный всего в нескольких километрах от предприятия Ducati, купленного ими двумя годами ранее. Поставив во главе Moto Morini бывшего босса Ducati Марио Сканделлари, Кастильони дали задание своему дизайн-гуру Массимо Тамбурини разработать для компании современный спортбайк. Так в 1988 году дебютировал Morini Dart, внешне очень похожий на спроектированные Тамбурини Ducati Paso и Cagiva Freccia. Но, хотя круизер Morini Excalibur продавался превосходно, мотор воздушного охлаждения, установленный на Dart, оказался слишком архаичным, чтобы привлечь симпатии покупателей спортбайков. В ту пору Ламбертини уже вовсю гонял на стенде его преемника – 720-кубовый двигатель с жидкостным охлаждением, четырехклапанными головками цилиндров и впрыском топлива. Но фракция сторонников Ducati в империи Cagiva, возглавляемая Массимо Борди, сумела убедить Кастильони бросить все средства на доводку мотора Ducati desmoquattro. Лишенный финансирования, проект нового двигателя Morini зачах, и Ламбертини ушел в Piaggio (где он конструировал моторы скутеров, а затем разработал 1000-кубовый V-твин для проекта Gilera Superbike – впоследствии он стал основой для пост-ротаксовских Aprilia RSV). Завод Moto Morini был продан, чтобы финансировать развитие Ducati, и в 1992 году были выпущены последние мотоциклы этой марки.

Когда в 1996 году американский инвестиционный фонд TPG купил Ducati, практически бесплатным приложением к ней оказалась и Moto Morini. Вскоре американцы нашли для нее покупателя: в 1999 году марка перешла в собственность компании Morini Franco Motori (MFM). Фактически это стало возвращением в семью: Франко Морини, основатель этой фирмы, был племянником Альфонсо Морини. Сначала он работал у своего дяди, но в 1951 году основал свой бизнес – производство двигателей – совместно с Витторио Минарелли. В 1956 году партнеры разошлись, и с тех пор две их компании выпустили миллионы двухтактных моторов для различных итальянских мотопроизводителей. MFM одно время производила всю гамму трехцилиндровых двигателей для Benelli, а также двухтактный 500-кубовый V-твин для Bimota.

К тому времени в MFM уже работал Франко Ламбертини, ушедший из Piaggio, и он спроектировал совершенно новый двигатель CorsaCorta – 1200-кубовый V-твин мощностью 140 л.с. В 2005 году началось производство вооруженного этим мотором нейкед-байка Corsaro, за ним последовали родстер 9½, туристический эндуро Granpasso и городской скрэмблер Scrambler. После устранения детских болезней эти аппараты заслужили хорошую репутацию за свою мощь и надежность, а журнал Naked Bike присудил Corsaro победу в сравнительном тесте двух- и трехцилиндровых мотоциклов.

Увы, стремительное возрождение Moto Morini было оборвано экономическим кризисом. Компания не смогла платить поставщикам и работникам, и в сентябре 2009 года началась ее ликвидация. Интерес к ее покупке проявил Паоло Берлускони, брат приснопамятного итальянского премьера Сильвио и владелец бренда Garelli. Но он не сошелся с профсоюзами, требовавшими – не слишком реалистично – чтобы ни один рабочий не был уволен, даже на время. Так что Берлускони отказался от сделки, и в мае 2010 года завод был закрыт. Работу потеряли все…

В апреле 2011 года компания была выставлена на торги за 4,65 миллиона евро. Желающих не нашлось, и в июле 2011 года за нее запросили уже более реалистичные 1,95 миллиона евро (правда, в эту цену уже не входило фабричное здание с участком земли). Единственным покупателем оказалась компания Eagle Bike, специально по этому случаю образованная банкиром Сандро Капотосси и инвестором Руджеро-Массимо Яннуццелли. Оба они – заядлые мотоциклисты и владельцы различных аппаратов Morini.

За пять лет – с 2005 по 2010 годы – компания Moto Morini выпустила 4000 мотоциклов. Максимальное годовое производство составило 1600 штук. Конечно, это совершенно не соответствовало возможностям предприятия, способного выпускать 15 000 аппаратов ежегодно. Увы, превосходные качества мотоциклов Morini так и остались главным секретом итальянской мотопромышленности, о котором и не подозревала широкая публика. Надеюсь, что новым владельцам удастся вывести марку из тени.


Основной продукцией Moto Morini долгие годы оставались легкие мотоциклы – такие, как этот 175-кубовый Tresette 1961 года.

Основной продукцией Moto Morini долгие годы оставались легкие мотоциклы – такие, как этот 175-кубовый Tresette 1961 года.

Тарквиньо Провини на 250-кубовом Moto Morini был близок к титулу чемпиона мира в начале 60-х годов.

Тарквиньо Провини на 250-кубовом Moto Morini был близок к титулу чемпиона мира в начале 60-х годов.

Morini 3½ — спортивно-дорожный мотоцикл с V-твином конструкции Франко Ламбертини.

Morini 3½ — спортивно-дорожный мотоцикл с V-твином конструкции Франко Ламбертини.

Новинка компании – Moto Morini Rebello 1200.

Новинка компании – Moto Morini Rebello 1200.

В этом году марке Moto Morini исполняется 75 лет.

В этом году марке Moto Morini исполняется 75 лет.


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх