- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
29 мая 2015
Выпуск:
Журнал «МОТО» – май 2015
Автор:
Александр ВОРОНЦОВ, фото из архива редакции
Теги:
Просмотры:
4940
В конце 50-х годов Vespa уже приобрела культовый статус. 100-тысячные тиражи, миллионы фанатов, съемки в оскароносных фильмах, лицензионное и не очень производство во Франции, Германии, Великобритании и даже в СССР — все это уже случилось в ее жизни. Даже постоянный спарринг с главным конкурентом — скутером Lambretta — не омрачал ее будущего.
Пушной северный зверек подкрался совсем с другой стороны. 4 июля 1957 года с большой помпой на итальянский рынок вышел Fiat Nuova 500 — миниатюрный автомобильчик с двухцилиндровым 13-сильным моторчиком в корме. А как сказал его создатель Данте Джакоза: «Даже самый маленький автомобиль всегда будет комфортабельнее, чем скутер». «Фиатик» стоил 465 000 лир — всего втрое дороже, чем популярная Vespa 150 (148 000 лир). А переплачивать было за что: как-никак, четыре места для всей семьи и крыша над головой! Послевоенное экономическое чудо привело к росту благосостояния, и отцы семейств меняли свои скутеры на автомобили. Пирог усыхал, и надо было доказать свои претензии на его львиную долю.
Задачка перед Коррадино Д’Асканио, в ту пору создателем всех Vespa начиная с самой первой, стояла та еще: модернизировать машину так, чтобы, не отпугнув фанатов, привлечь новых покупателей. Для этого предложить им более удобный в эксплуатации и надежный аппарат. И при этом еще снизить производственные издержки — с учетом грядущих ценовых войн, когда придется работать на пределе рентабельности.
Впрочем, как всякий гениальный творец, Коррадино не боялся сложных задач. И дерзко решил вмешаться в темную алхимию газообмена.
При всей конструктивной простоте двухтактного мотора происходящие внутри его процессы головоломнее, чем в четырехтактном двигателе. Ведь в газообмене активно участвует и кривошипная камера, выступающая в роли продувочного насоса. А поршень и сжимает рабочую смесь в камере сгорания, и служит клапаном-золотником, открывая выпускное, впускное и перепускные окна. Такое совмещение функций не всегда идет на пользу: так, при движении вниз поршень, создавая давление в кривошипной камере, выталкивает смесь не только в перепускные окна, но и в во впускное, уменьшая заряд. Сейчас это лечится с помощью лепесткового клапана; но хотя этот прием известен с 20-х годов прошлого века, тогда его применение сдерживало отсутствие подходящих материалов. Популярнее в 50-е годы было другое решение: отдельный золотник для управления впуском в кривошипную камеру. Но дисковый золотник, как на гоночных мотоциклах, не только усложняет конструкцию, но и вынуждает устанавливать карбюратор сбоку от картера.
Д’Асканио нашел другое, гениальное в своей простоте решение: использовать в качестве золотника щеку коленвала. Ее профиль подобран для обеспечения максимального наполнения кривошипной камеры, а зазор между ней и стенкой картера составляет доли миллиметра. В массовом производстве себестоимость такого решения намного ниже, чем при схеме с дисковым золотником, а эффективность достаточно высока: богатые «низы», сниженный расход топлива. Кроме того, мотор новой конструкции и масло экономил: пропорция смеси была уменьшена с 5:100 до 2:100.
Новинка дебютировала в конце 1958 года на мотосалоне в Милане, поначалу в 150-кубовом формате (под заводским индексом VBA). Чугунный цилиндр располагался горизонтально. Коленвал вращался в двух коренных подшипниках, на одном его конце располагалось магдино и крыльчатка обдува, на другом — сцепление и шестерня привода трехступенчатой коробки передач. Карбюратор был смонтирован прямо над кривошипной камерой. Картер объединен в единый узел с маятником задней подвески, а колесо крепилось прямо к выходному валу коробки передач. Двигатель развивал мощность 5,5 л.с. при 5000 об/мин, разгоняя весившую 85 кг машину до скорости 85 км/ч (ровно столько же, сколько и у первого Fiat Nuova 500).
К новому мотору Д’Асканио присовокупил обновленное шасси. Сохранив несущую раму-монокок, он сделал ее ýже и изящнее. Часть элементов — закрытый руль, спидометр, задний фонарь — он взял от топ-модели 150GS. В стандартном варианте машина была одноместной, с багажником за сиденьем, но можно было заказать и двухместное седло-подушку.
Через год компания выпустила 5-сильный 125-кубовый вариант новинки, со слегка упрощенной отделкой. А в 1960 году обе версии получили четырехступенчатую коробку передач. В 1962 году на рынок вышла модификация Vespa 150GL, или Gran Lusso — ее отличали спрямленные линии облицовок, фара в виде трапеции и увеличенные с 8 до 10 дюймов колеса.
В 1963 году дебютировал первый 50-кубовый скутер Vespa — последняя работа Д’Асканио на посту главного конструктора. Он также спроектировал двигатель с коленвалом в роли золотника, но совершенно другой компоновки — не с горизонтальным, а с наклоненным на 45º цилиндром. Машина была намного компактнее, и когда стала основой целого семейства (вплоть до 125 см³), то получила название «маленькая рама». Соответственно, традиционное семейство стало «большой рамой» — в англоязычной литературе Large Frame.
Модернизацию Large Frame компания провела в 1965 году. Все модели получили обновленные «спрямленные» облицовки и новые имена: Sprint пришел на смену 150GL, а Super — стандартным 125-кубовой и 150-кубовой моделям. Мощность моторов слегка возросла благодаря увеличенной степени сжатия и обновленной выпускной системе. В 1966 году семейство дополнила модель Gran Turismo 125 с 10-дюймовыми, как у Sprint, колесами.
Лишь в 1968 году двигатель золотниковой конструкции прописался на топ-модели: на смену машине 180 Super Sport, наследнику легендарной 150GS, пришла Vespa 180 Rally. Впервые мощность скутерного двигателя Piaggio превысила 10 л.с. — хотя всего на 0,3 л.с. По своей конструкции и дизайну Rally 180 была ближе не к Super Sport, а к 150-кубовому Sprint. Повышенную литровую мощность по сравнению с моделями 125/150 см³ обеспечивала трехканальная продувка. Интересно, что создатели машины уделили внимание и комфорту, поставив такое большое седло, что оно выступало над монококом и спереди, и сзади. Для американского рынка аппарат оснащался раздельной системой смазки.
Повысила градус дебютировавшая в 1972 году Vespa Rally 200: расточив цилиндр, конструкторы сняли с этого мотора уже 12 л.с. Новинкой стала система электронного зажигания, значительно упростившая обслуживание.
В середине 70-х годов концерн Piaggio занимал четвертое место в мире по производству мототехники, выпуская ежегодно свыше 600 000 скутеров Vespa. Более того: фактически он выбил с мирового рынка скутеров всех своих конкурентов (советские «Турист» и «Вятка» и индийский Bajaj на внешний рынок практически не выходили). Тем не менее боссы концерна дали добро на разработку нового семейства Large Frame, дебютировавшего в конце 1977 года под индексом Р. Оно известно также как Nuova Linea — и действительно, все линии обновились, при этом старательно сохранив облик традиционной Vespa. Что не помешало, конечно, пуристам заявить, что это уже не настоящая Vespa. Машина стала крупнее — база увеличилась с 1200 до 1235 мм. Передняя вилка получила единую стойку-амортизатор вместо прежней пружины, стоящей отдельно от амортизатора. Для сокращения издержек концерн отказался от былой практики, когда 125-кубовые, 150-кубовые и 200-кубовые модели значительно отличались и дизайном, и конструкцией ходовой части — отныне семейство приобрело унифицированный облик. В комплектацию всех вариантов вошли система раздельной смазки и указатели поворотов — хотя для жмотов сохранилась возможность заказать машины без этих «наворотов» (в Германию же, во всяком случае в 80-х, они поставлялись без раздельной смазки по умолчанию). А вот двигатели на серию Р перешли от прежних машин без существенных изменений — включая 3-канальную продувку, которую 125- и 150-кубовые моторы получили под занавес карьеры, в 1975 году.
В начале 80-х годов во всем мире вновь проснулся интерес к скутерам, и боссы Piaggio неожиданно обнаружили, что их комфортная позиция фактических монополистов утрачена. И что страшнее всего — на скутерный рынок пришли японские концерны, бросившие на чашу весов весь свой технический потенциал. Их продукция возвестила, что скутеры готовы войти в XXI век: пластиковые облицовки футуристичного дизайна, мощные четырехтактные моторы, автоматические трансмиссии, электрозапуск. Vespa на этом фоне сразу стала динозавром...
Ответом из Италии поначалу стала модернизированная серия РХ 1983 года. Все модификации получили электронное зажигание, в заказное оснащение вошел электростартер. На обновленном щитке приборов появился указатель уровня топлива. А топ-моделью стала дебютировавшая в 1985 году Vespa T5 Pole Position. Сохранив компоновку и трансмиссию (не считая передаточных чисел), конструкторы создали новый 125-кубовый мотор — короткоходный, с алюминиевым цилиндром и пятиканальной продувкой. Он выдавал 11,5 л.с. при 6700 об/мин и по динамике не уступал 200-кубовой модификации. Спортивное назначение подчеркивали дизайнерские штрихи: прямоугольная фара, сложная комбинация приборов с тахометром (причем в двух вариантах — аналоговым и цифровым), козырек-«мухобойка», острый «клюв» переднего щита, колпак переднего колеса. Интересно, что компания также предлагала для некоторых рынков и Pole Position с традиционным дизайном (модификация PX125T5 Classic, прожившая на конвейере до 2000 года — у «авангардной» карьера закончилась уже в 1988 году), и стандартную 200-кубовую модель с дизайном в стиле T5 (PX200GS). И это только «чистые итальянцы» — версии испанской, индонезийской и иранской сборки отличались иногда довольно сильно... Например, индонезийская Vespa Excel отличалась от Т5 «обычным» 150-кубовым мотором, приборкой без тахометра, бардачком в левом капоте и иным дизайном седла и поворотников.
Совершенно новая Vespa — «новая» даже в большей степени, чем Vespa 150 1958 года — дебютировала в 1987 году под именем Cosa («Вещь»). Классические обводы скрывали совершенно другой скутер. Стальной монокок сочетался с пластиковыми панелями. Тормоза получили гидропривод, причем с ABS на переднем колесе. Под седлом появился багажник, в который можно было положить шлем. Новую приборную панель украсил тахометр. А вот ассортимент моторов остался прежним: все те же двухтактные двигатели с золотниковым впуском, рабочим объемом 125, 150 и 200 см³. Лишь карбюратор приобрел автоматическое пусковое устройство. Увы, Cosa не стала бестселлером, не помогла даже проведенная в 1991 году модернизация, коснувшаяся большинства узлов.
Концерн Piaggio больше не мог игнорировать современные тенденции, и в 1990 году дебютировали скутеры новой волны — с пластиковыми облицовками, новыми моторами и вариаторами. Внешне они уже ничем не напоминали классические Vespa. Впрочем, именем тоже — они выступали под маркой Piaggio.
Гамма скутеров Piaggio становилась все шире, ушла в небытие Cosa, дебютировала в 1996 году совершенно новая Vespa — с вариаторным силовым агрегатом, но и классическая Vespa PX не собиралась сдаваться. В 1994 она получила трансмиссию от Cosa 2, в конце 1997 года компания провела модернизацию машины: слегка обновленная внешность, новая передняя вилка, дисковый тормоз переднего колеса и комфортабельное седло увеличенного размера. Еще один, совсем небольшой, фейслифт провели в конце 2000 года.
А через шесть лет было объявлено, что «старушка» наконец-то уходит на покой. Было много слез, ностальгических причитаний, влет разошлась «финальная» серия... И все это лишь для того, чтобы еще через три года снова возобновить производство Vespa PX. И виной тому не только «ностальгическая сила»: ну нет на рынке другой машины благородного происхождения с такими параметрами и за вменяемые деньги. А примирить ветерана с современными экологическими нормами помог каталитический нейтрализатор в выпускной системе.
В наши дни классическая Vespa — уникальный продукт, живой свидетель давно ушедшей эпохи. Говорите, таких уже не делают? Еще делают. Спешите: это ненадолго.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .