- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
21 ноября 2014
Выпуск:
Журнал «МОТО»
Автор:
Владислав Ермаченко, фото автора
Теги:
Просмотры:
6391
Комментарии:
3
Давно не видел на улицах родного Павлодара мотороллеры. Давно не видел их даже в более крупных городах как Казахстана, так и России. Имею в виду не «одноразовые» пластиковые скутеры сомнительного качества, а именно мотороллеры классической компоновки, с металлическим обвесом и механической КПП. Не модно, не «понтово», не современно. Любители двух колёс из молодёжи при деньгах в большинстве своём считают крутым приобрести японского «спорта». Классика давно забыта, жизнь – боль. Шучу. Есть ещё те, кто в пику навязанной моде не боится выделиться из общей массы, не боится, несмотря на опасность подвергнуться насмешкам со стороны задравших нос «мажоров», напомнить всем о традициях родной страны, пусть уже и не существующей. Особенно трудно психологически приходится обитателям небольших провинциальных городов, где силён дух унитаризма. Один из таких смельчаков – житель Павлодара Роман Вотяков.
Наша с Романом встреча состоялась довольно неожиданно. Помнится, в ранней юности советский мотороллер был моей мечтой. Весьма привлекала эстетика данного вида транспортных средств. Видимо, отпечаток оставили яркие детские впечатления от управления педальным трёхколёсным мотороллером «Крошка», на котором я катался в возрасте примерно от трёх до пяти. Однако в период юности найти подобное изделие, только уже с мотором, в нормальном состоянии было сложно. Возиться с восстановлением укатанных экземпляров было лень, поэтому начинать осваивать два колеса пришлось с купленной вскладчину с троюродным братом «Совы». В провинции начала нулевых она казалась супермотоциклом. А недавно я узнал, что в нашем городе есть идеально восстановленный мотороллер Made in USSR. Конечно же, мне очень захотелось под предлогом написания материала в известный журнал прокатиться на данной технике. Но всё никак не мог найти владельца данного аппарата…
И вот, в один из летних дней… Еду я, значит, по одной из центральных улиц, небольшие пробки, и вдруг по встречной полосе мимо меня, тарахтя и стрекоча, катит старый мотороллер в (как я успел заметить) очень хорошем состоянии. Сразу же мелькнула мысль догнать это чудо техники и написать о нём в «Мото». Однако слева была очень продолжительная двойная сплошная, поток машин продвигался вперёд не особо быстро, и за это время продукт совмотопрома успел укатить на довольно приличное расстояние. «Не в этот раз» – подумал я. Но вечером того же дня… Стою на перекрёстке двух менее центральных улиц. В перпендикулярном направлении мимо меня, точно так же тарахтя, теперь уже, можно сказать, проносится, тот же самый мотороллер. Теперь я уже подумал: «Это точно знак. Надо догонять». Дороги уже к тому времени были посвободнее. Дожидаюсь зелёного, поворачиваю направо и догоняю это самое чудо. На следующем перекрёстке, во время красного сигнала светофора, за полминуты, и состоялось наше знакомство и обмен телефонами с владельцем данного двухколёсного создания. Соответственно, была достигнута договорённость о сотрудничестве на благо читателей «Мото».
И вот, встреча с хозяином данного изделия состоялась. Изделием этим при ближайшем рассмотрении оказался мотороллер «Тулица» производства тульского машиностроительного завода. А его владельцем, и по совместительству воскресителем из руин – Роман Вотяков.
А начиналось всё с того, что Роман увидел этот мотороллер 1980 года выпуска в гараже у друга. Мотороллер был завален всяким хламом, в совершенно жутком состоянии. По словам Ромы, ему стало элементарно жалко «старичка». К тому же нашему герою очень захотелось вспомнить увлечение ранней юности, во времена которой им было объезжено немало мопедов и мотоциклов. За символическую сумму данный экземпляр был выкуплен, и начался процесс восстановления. Так как Рома ранее работал маляром на СТО, то перво-наперво было решено привести в порядок лакокрасочное покрытие. В отличие от стандартного серо-зелёного колера, которым красили эти мотороллеры, новый владелец, он же реставратор, решил использовать во внешнем облике техники более яркую и «позитивную» окраску. Такие же дизайнерские решения применялись на советских автомобилях той же поры, которые были предназначены для экспорта в капиталистические страны, и, таким образом демонстрировали достижения советской автомобильной промышленности во всей красе. «Мы ничем не хуже буржуев» – подумал Роман, и устранил эту стилистическую недоработку советской техники для внутреннего рынка. Идею именно с таким сочетание цветов, кстати, Роме подсказал Сергей Николаевич Таскаев – его наставник времён работы на СТО, который и обучил нашего реставратора всем тонкостям покраски.
Далее последовало хирургическое вмешательство в блок двигатель-трансмиссия. Были заменены на новые поршневые кольца и корзина сцепления. В электросхему было вмонтировано магнето для безпроблемной эксплуатации и запуска транспортного средства кикстартером в случае разрядки аккумулятора. «По умолчанию» аппарат запускается как автомобиль – поворотом ключа зажигания. В системе питания поселился не предусмотренный конструкцией фильтр тонкой очистки топлива.
Затем по мелочи. Рукоятки руля по причине изношенности были заменены на новые. Оригинальных не нашлось, пришлось ставить аналогичные по размерам китайские. Стоп-сигнал по той же причине от мотоцикла «ИЖ-Планета-5». Передняя покрышка новая, но той же размерности, что устанавливалась заводом-изготовителем. Зато нашлись оригинальные указатели поворотов, которые тоже необходимо было заменить. Сиденье было перетянуто свежим кожзамом.
В качестве «тюнингов» Роман также поставил на свой мотороллер зеркала заднего вида от «Урала». Обзор них лучше, чем в родные. Не обошлось без красных брызговиков. Но, во-первых, они защищают мотороллер и наездника от грязи в дождливую погоду, а во-вторых, подходят под цвет «кузова». Для установленного самостоятельно магнето и кикстартера в этом самом «кузове» были вырезаны отверстия. На багажнике Роман закрепил трос с креплениями для надёжной фиксации поклажи.
Настало время тест-драйва. Для запуска двигателя как раз пригодились магнето и кикстартер, так как аккумулятор разрядился. И вот, первая передача… Но не вперёд, как у большинства мотоциклов. Нажатием двуплечего рычага вперёд здесь как раз ловится «нейтралка». А все остальные передачи включаются назад. Почему такое же решение не было применено на всей другой мототехнике, в особенности советской, где поймать «нейтраль» очень сложно, – непонятно. Далее – вторая, третья, четвёртая… Явно не хватает пятой. Но и на четырёх «скоростях» тяговитый 200-кубовый 14-сильный моторчик уверенно разгоняет аппарат до максимальных 97 км/ч. Однако, предел крейсерской скорости по моим личным ощущениям здесь составляет приблизительно 70. И двигатель не надрывается, и с седла не сдувает. Неспешно фланируя на такой скорости по шоссе, хочется наслаждаться солнцем, тёплым ветерком, видами природы, и напевать лирические песни на тему свободы от общепринятых в социуме поведенческих стереотипах. Стоит отметить, что в седле «Тулицы» чувствуешь себя гораздо уверенней, чем на китайских, и даже чем на некоторых японских и европейских «одноклассниках». И управляемость стабильней, и высокая посадка позволяет лучше контролировать дорожную ситуацию.
Несмотря на «пофигизм» большинства, основанный на том, что эта техника не «понтовая», всё же встречаются восторженные взгляды и поднятые вверх большие пальцы. Мотороллер способен подарить и владельцу, и окружающим улыбку и положительные эмоции. У этой техники есть индивидуальность. Не то, что у вышеупомянутых безликих однотипных «китайцев» и даже «японцев». Да и «европейцы» уже почти все обезличились. Но радует то, что современные тенденции в мотомире способствуют обратному. В том же Китае выпускаются клоны М-72, предприимчивые англичане наладили в Индии выпуск своей легенды Royal Enfield, а итальянцы вновь запустили в производство реплику классической «Веспы». Вот и Тульскому машзаводу или тем же китайцам не мешало бы наладить выпуск таких мотороллеров вместо пластиковых «табуреток». Надёжная, ремонтопригодная и, что немаловажно, красивая техника наверняка найдёт своего покупателя.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Владислав Ермаченко, СПАСИБО за статью!
У самого в подростковом возрасте был такой аппарат. В гораздо более плачевном состоянии внешне, но исправно бегающий. Классный был мотороллер, а самое главное - настоящий. железный. И выносливый. Троих везти - так троих. Еще и поклажи всякой килограмм 50? Так хозяин - барин, отвезем. Проходимость у него тоже была феноменальная, в такие грязи на рыбалку гонял... Если бы сейчас выпускали бы аналог. но с 4-х тактным двигателем, взял бы не думая. Мало того, что красивый, живучий, так еще и простой как металлическая чушка. 5 ключей, 2 отвертки и прямые руки - всё, что нужно для обслуживания\ремонта, не считая запчастей) |
Анатолий
|
Роман - молодец, не дал пропасть Технике с большой буквы. Малярка выполнена хорошо. Но о реставрации здесь не может быть речи. Это восстановление + "колхоз". Ну, зачем так резать капот!? Штатный династартер вполне надежен, а вид мотороллера безнадежно испорчен дырками на капоте. Поворотники, стопарь, ручки руля, зеркала - не родные.
Дополнительно, я бы рекомендовал Роману найти и поставить (можно изготовить самому) штатное ветровое стекло. Тогда бы он почувствовал почти автомобильный комфорт при езде. |
Андрей
|
С удовольствием эксплуатирую минимотороллер "Стриж". А очереди на реставарацию дожидается "пузатая" "Вятка". Классная техника!
|