Сумерки богов

25 декабря 2015

Мотоциклы BSA с моноблочными твинами выпускали всего десять лет. Но за этой декадой – целая эпоха: если в 1962 году британская мотопромышленность переживала пору расцвета, то к 1972 году ее практически не стало…


Сумерки богов

Выпуск:
Журнал «МОТО» – декабрь 2015

Автор:
Александр ВОРОНЦОВ, фото автора и из архива редакции

Теги:
Твин / BSA / История / Техника /

Просмотры:
4898

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Всеобщий переход британцев на моноблочные моторы на переломе 50-х и 60-х годов произошел с подачи компании Lucas — крупнейшего на островах изготовителя мотоциклетной электрики. Ее боссы заявили, что прекращают производство архаичных магнето и магдино — извольте переходить на современные генераторы. А раз придется менять компоновку — то почему бы сразу не перейти на моноблочную схему, сулящую множество преимуществ: более компактная и жесткая конструкция силового агрегата, снижение массы и производственных издержек. Ведь не зря же весь мир применяет эту конструкцию?

В компании BSA проектированием нового семейства моноблочных твинов занималась команда под руководством главного конструктора Берта Перриго. Интересно, что в концерн в ту пору входила марка Triumph, для которой знаменитый Эдвард Тёрнер спроектировал подобный твин еще в 1957 году. Но специалисты BSA пошли своим путем — их новинка совершенно не походила на разработку Тёрнера, сохраняя некоторые принципы компоновки домоноблочного твина. Например, как и прежде, мотор имел один нижний распределительный вал, расположенный за цилиндрами; штанги привода верхних клапанов проходили в туннеле, отлитом в чугунном блоке цилиндров (для Triumph были характерны два распредвала — спереди и позади цилиндров). Алюминиевая головка цилиндров имела совершенно новую конструкцию, интегральную с крышкой распределительного механизма — так что потеки масла отныне исключались. Цельнокованый коленвал с отделяемым центральным маховиком опирался на подшипник скольжения со стороны привода распределительного механизма и масляного насоса и на шариковый подшипник со стороны первичной передачи. Система смазки — сухого типа, с роторным насосом и отдельным маслобаком. Привод на четырехступенчатую коробку передач — трехрядной цепью. Единый картер имел скругленную овальную форму, так что новый силовой агрегат получил прозвище Power Egg — «Силовое яйцо», или, если угодно, «Яйцо Силы».

Новый силовой агрегат: чугунные цилиндры, нижний распредвал, верхние клапаны и четырехступенчатая коробка передач в блоке с двигателем.

Этот двигатель был установлен в дуплексную трубчатую раму, целиком собранную с применением электросварки. Впереди стояла телескопическая вилка, сзади — маятниковая подвеска с двумя амортизаторами Girling; 18-дюймовые спицованные колеса оборудованы барабанными тормозами.

Новинка дебютировала в январе 1962 года в двух вариантах: 500-кубовый A50 Star и 650-кубовый A65 Star. Обе машины унифицированы до мелочей, даже ход поршня (74,0 мм) был единым — разница в рабочем объеме достигалась за счет диаметра цилиндра (соответственно 65,5 и 75,0 мм). Одинакова была и ходовая часть — за исключением переднего тормоза большего диаметра у 650-кубового аппарата. «Пятисотка» развивала 28,5 л.с. и разгонялась до 150 км/ч, 36-сильная A65 — до 160 км/ч.

BSA A65 Star – первенец в семействе моноблочных твинов.

Несмотря на принявших новинку в штыки консерваторов (Вот еще! Яйцо!), она быстро стала бестселлером — не только на родине, но и на важнейшем для марки американском рынке. Машины были динамичны и послушны, да и цена всех устраивала — сказывалось массовое производство, намного превосходящее мощности других британских компаний. (Завод BSA считался самым современным в мире — за исключением разве что японских). С главной детской болезнью — быстрым износом коренного подшипника скольжения — конструкторы справились, заменив его на роликовый. Правда, черт их дернул и второй подшипник сделать роликовым — по мере износа это приводило к осевому биению коленвала (и в наше время несколько мастерских в Британии и США имеют свой хлеб с маслом, меняя коренные подшипники классических BSA на более надежные конструкции).

Первый спортивный вариант – BSA A65R Rocket.

К сезону 1964 года производственную программу дополнили жизненно важные модели спортивного склада. BSA A65R Rocket получила форсированный до 45 л.с. двигатель и щегольской дизайн, с узкими хромированными крыльями. Специально для рынка США эта модель предстала в модификации A65T/R Thunderbolt Rocket — с небольшим каплеобразным бензобаком и высоким рогатым рулем по американской моде. Еще более высокую мощность — 48 л.с. — развивала модель A65L Lightning, двигатель которой был оборудован двумя карбюраторами Amal и «острыми» распредвалами, а коробка передач имела сближенные передаточные числа. Увы, поскольку передач было всего четыре, движение с малой скоростью было возможно лишь с пробуксовкой сцепления. Зато эта машина разгонялась до 175 км/ч, а четверть мили с места укладывала в 14,5 с. Для популярных в США длинных кроссов были выпущены две чисто спортивные модели, без приборов светотехники и глушителей, но с шинами внедорожного рисунка и двухкарбюраторными моторами: 500-кубовая A50CC Cyclone Competition и 650-кубовая A65SH Spitfire Hornet.

Кроссовый вариант – BSA A65H Hornet 1967 года.

Еще через год спортивная тема раскрылась во всей красе. Компанию двухкарбюраторному 650-кубовому Lightning составила двухкарбюраторная «пятисотка» BSA A50C Cyclone. Обе машины — и Cyclone, и Lightning — получили модификацию Clubman, с низким рулем типа clip-on и одноместным седлом с упором для пятой точки. Чтобы заткнуть наконец рот скептикам, утверждавшим, что BSA как спортивный мотоцикл и в подметки не годится Triumph или Norton, компания выставила в 1965 году команду на одну из самых престижных гонок серийных аппаратов — Hutchinson 100 на трассе «Сильверстоун». В лидеры она позвала легендарного Майка Хейлвуда — и он полностью оправдал надежды, выиграв гонку под проливным дождем. Что не помешало скептикам заметить, что на то Хейлвуд и Mike the Bike, чтобы на любых дровах побеждать...

Редкая версия – BSA A65LC Lightning Clubman. Было сделано всего около 200 этих кафе-рейсеров.

Другой хороший способ поднять престиж называется ныне product placement. В фильме 1965 года «Шаровая молния» Фиона Вольпе на BSA Lightning расстреливает автомобиль преследующего Джеймса Бонда злодея. Интересно, что в этом эпизоде игравшую героиню итальянскую актрису Лючану Палуцци подменял знаменитый английский мотогонщик Билл Айви.

Основательную модернизацию двухцилиндрового семейства специалисты BSA провели уже к сезону 1966 года. Переход на роликовые коренные подшипники снял первоначальные проблемы с износом подшипников скольжения (хотя потом и аукнулся торцевым биением коленвала). Вместо 6-вольтового электрооборудования стали применять более мощное 12-вольтовое. Базовые однокарбюраторные модели получили новые обозначения и форсированные моторы: 500-кубовая 33-сильная A50R Royal Star и 650-кубовая 41-сильная A65T Thunderbolt. Внедорожные мотоциклы для американского рынка были переименованы в A50W Wasp и A65H Hornet. А имя Spitfire зарезервировали для самой мощной дорожной модели — с двухкарбюраторным 650-кубовым двигателем мощностью 51 л.с. Ее рекламировали как «120 миль в час (то есть 193 км/ч — прим. авт.) прямо из коробки» — и действительно, тест-редакторы журнала Motor Cycle намерили аж 123 мили в час (198 км/ч), подтвердив, что новинка — самый быстрый дорожный мотоцикл в мире. В дизайне этой модели ее создатели впервые отказались от характерного для твинов BSA с начала 50-х годов яркого, но старомодного стилистического элемента — хромированных боковин бензобака; мотоцикл получил стеклопластиковый бак. Джон Купер на Spitfire выиграл гонку Hutchinson 100 1966 года, доказав, что не только Хейлвуд способен привести BSA к победе.

Самый мощный и скоростной вариант – BSA Spitfire Mark IV Special.

В 1967 году дебютировал еще более мощный вариант Spitfire — 55-сильный BSA A65SS Spitfire Special, способный разгоняться до 200 км/ч. А еще через год на рынок вышел мотоцикл двойного назначения A65FS Firebird Scrambler — фактически тот же кроссовый Hornet, но с полным набором электрооборудования.

Однако мотоциклетный мир во второй половине 60-х годов менялся так стремительно, что британские специалисты за ним уже не поспевали. Новое поколение японских мотоциклов — двухцилиндровая Yamaha XS-1, трехцилиндровый Kawasaki Mach I и, конечно, четырехцилиндровая Honda CB750 — подняло планку на слишком большую высоту. Англичане вдруг обнаружили себя в некомфортной роли отстающих. И с перепугу стали экономить на разработках (где вы, пятиступенчатые коробки, верхние распредвалы, дисковые тормоза и электрозапуск?) и производстве — что тут же привело к драматическому падению качества.

BSA A65FS Firebird Scrambler – мотоцикл двойного назначения.

Надо сказать, что британцы держались стойко. И пытались перейти в контратаку. Вывели на рынок семейство трехцилиндровых аппаратов BSA Rocket 3, поначалу встреченное весьма благосклонно. Разработали современнейшую серию BSA Fury, с моторами с двухвальной головкой цилиндров (увы, так и застрявшую на экспериментальной стадии). И провели в 1971 году очередную капитальную модернизацию двухцилиндровых машин.

Если бы все решала внешность — победа осталась бы на стороне англичан! Потому что выглядело модернизированное семейство (в него теперь входили только 650-кубовые модели — базовый родстер Thunderbolt, спортивный Lightning и эндуро Firebird Scrambler) сногсшибательно — и очень современно. Обводы бензобака, инструментального ящика и воздухофильтра приобрели модные спрямленные очертания. Новая дуплексная рама позволила отказаться от массивного маслобака — масло заливалось прямо в нее. На воздушный облик работали стройная передняя вилка, лишенная утяжеляющих ее кожухов, фара с плоским корпусом, узкие хромированные крылья.

BSA A65L Lightning после модернизации 1971 года.

Увы, попасть в яблочко британцам не удалось. Слишком велико было разочарование тем, что за новой оболочкой скрывалась все та же старая техника. Даже коренные подшипники остались прежней неудачной конструкции — хотя рецепт был давно известен и широко применялся гаражными мастерскими. К тому же поклонники семейства ожидали, что появится 750-кубовый вариант, но специалисты BSA побоялись внутренней конкуренции с Rocket 3 и выпустили всего 200 машин в модификации A70L Lightning для омологации в американских гонках. Еще одним проколом стала слишком большая (840 мм) высота седла, вызванная новой рамой со встроенным маслобаком. Но самое страшное — в том, что японцы предлагали мотоциклы со сравнимой динамикой за меньшие деньги.

Так что спрос на британские мотоциклы таял как снежок на раскаленной плите. За спасение промышленности пришлось взяться правительству страны — со всем присущим таким структурам умением и тактом. Новоявленный монстр — слепленный изо всех останков британского мотопрома концерн Norton-Villiers-Triumph — протянул еще несколько лет до своей бесславной кончины. Марке BSA места в нем не нашлось, и в 1972 году последние мотоциклы вышли из ворот завода в Бирмингеме...

В наши дни у моноблочных твинов BSA в США или Европе та же участь, что у нас уготована M-72: хороший пропуск в мир ретро-техники. Мотоциклов сохранилось много, они недороги, рецепты реставрации известны. В то же время это машины с характером, историей и шармом, которые привлекают внимание на любой тусовке.


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх