Звездный путь

30 апреля 2015

Четырехтактные «одностволки» более полувека были коронным блюдом британской мотопромышленности. Поэтому когда конструктор Валентайн «Вэл» Пейдж получил задание спроектировать новое семейство одноцилиндровых моторов для BSA, он подошел к этому делу со всей ответственностью.


Звездный путь

Выпуск:
Журнал «МОТО» – апрель 2015

Автор:
Александр ВОРОНЦОВ, фото автора

Теги:
BSA / Star / История /

Просмотры:
4332

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Возможность модернизации – ключевой параметр для любой технической конструкции. Обидно (и накладно), если недавно запущенная в серию машина уже уперлась в потолок своего развития. 

Именно такой казус приключился с семейством одноцилиндровых двигателей BSA конструкции Герберта Перкинса, вставшим на поток в 1931 году. Уже к середине 30‑х стало ясно, что их форсировка самым прискорбным образом скажется на надежности. Пришлось заказать проектирование совершенно новых моторов того же формата. Для этой работы руководство компании пригласило опытного инженера Вэла Пейджа, создавшего ранее несколько хороших конструкций для JAP, Ariel и Triumph. 

Валентайн «Вэл» Пейдж (1892–1978) – один из самых знаменитых английских конструкторов. Кроме семейства «одностволок» BSA, он разработал одноцилиндровые моторы JAP, а также такие известные мотоциклы, как Triumph 6 / 1, Ariel Red Hunter и Leader.

От прежнего семейства Пейдж сохранил лишь общую компоновку: вертикальный цилиндр, коробка передач в отдельном блоке. Все остальное он сделал «строго наоборот». Если на старых моторах магдино было установлено перед двигателем, то на новых – за ним. Смазку с маслом в картере Вэл отверг, перейдя на сухую систему. И магдино, и распредвалы получили шестеренчатый привод. На верхнеклапанных моторах Пейдж закрыл штанги литой алюминиевой крышкой – эта «башня» стала характерным признаком моторов BSA. Весь клапанный механизм был полностью изолирован – больше масло не орошало ноги водителя. Но самое главное – Пейдж отказался от преследовавшей ранее английских конструкторов идеи-фикс: дескать, картер должен быть предельно узким. Мощные картерные отливки позволили разместить коренные подшипники внушительной величины, с большим запасом прочности. Семейство было разделено на две серии: В (250 и 350 см³) и М (от 350 до 600 см³); «эмки» отличались еще более мощным «низом», с двойными коренными подшипниками. 

BSA М23 Empire Star 1937 года – лидер разработанного Вэлом Пейджем семейства.

Ходовую часть под этот мотор Пейдж также спроектировал заново. Прежде основу рамы BSA составляла мощная кованая хребтовина, дорогая в производстве и тяжелая. Вэл спроектировал полностью трубчатую одинарную раму, собранную на пайке. 

Довоенные мотоциклы серии «В» отличались облегченной конструкцией картера, коробки передач и рамы.

Новые BSA дебютировали в 1937 модельном году сразу во множестве вариантов: 250, 350, 500 и 600 см³, причем в каждой кубатуре в нижнеклапанном и верхнеклапанном исполнении (за исключением «шестисоток», которые выпускались только в нижнеклапанном варианте для использования с коляской). Верхнеклапанные машины, кроме стандартного исполнения, получили форсированную версию Empire Star; она отличалась также ножным переключением коробки передач (которое прочие модели получили лишь через пару лет). На основе 350‑кубовой и 500‑кубовой моделей Пейдж сделал также спортивные версии для внедорожных соревнований. 

Нижнеклапанная «шестисотка» BSA M21 предназначалась для работы в паре с коляской.

Семейство вышло на рынок, осталось продемонстрировать его достоинства. Как известно, для этого нет ничего лучше спорта. 30 июня 1937 года на трек «Бруклендз» вышла специально подготовленная 500‑кубовая машина. В отличие от серийных, ее цилиндр и головка были изготовлены не из чугуна, а из алюминиевого сплава, картер коробки передач – из магниевого сплава. Переход на спиртовое топливо позволил поднять степень сжатия до 13,0:1, а мощность – до 34 л.с. Уолтер Хендли выиграл гонку, показав среднюю скорость 164,55 км / ч, а лучшую скорость прохождения круга – 173,08 км / ч. В ту пору каждому мотоциклисту, показавшему на «Бруклендз» скорость прохождения круга более 100 миль в час (160,09 км / ч), выдавали специальный знак – «Золотую звезду». И в следующем году производственную программу BSA украсила новая топ-модель – М24 Gold Star. 

BSA M24 Gold Star стала суперзвездой довоенной программы.

Мотоциклы BSA взяла на вооружение и команда Великобритании, выступавшая в 1937 году в «Шестидневке ФИМ» (International Six Days Trial). Гонщики на BSA не получили ни одного штрафного очка, и англичане взяли главный приз – «Международный трофей». 

Первая версия двигателя BSA Gold Star.

В начале 1938 года компания заявила команду на Maudes Trophy – британское «первенство марки», на 500‑кубовых верхнеклапанных одиночках М23 и на 600‑кубовых нижнеклапанных М21 с прицепленной коляской. Машинам предстояло преодолеть горные дороги Уэльса, выехать на трек «Бруклэндз», а в завершение – два раза пересечь Лондон на высшей передаче. Полностью выполнив все задания и ни разу не остановившись для устранения поломок, команда взяла приз. 

Послевоенный двигатель В31 представлял собой смесь решений, характерных для довоенных серий В и М.

Но главным испытанием для семейства стала Вторая мировая война. Еще в 1937 году компания предложила свою нижнеклапанную «пятисотку» М20 для армейских испытаний. Военные отметили, что машина тяжела и тихоходна, да и дорожный просвет мал. Но в то же время она отличается надежностью и легкостью обслуживания. Когда началась война, стало не до придирок, и специальная армейская версия WM20 (она отличалась не только окраской хаки, но и стандартизованными приборами освещения, большим багажником, а позднее – и мощным воздушным фильтром) стала одним из основных мотоциклов британской армии. Немалое их количество поставлялось и союзникам. Массовому производству не помешала даже гибель мотозавода во время авианалета в 1940 году – в состав концерна BSA входило еще 66 предприятий, которые взяли на себя изготовление машины. Всего за годы войны компания поставила в армию 126 334 мотоцикла BSA WM20, военные использовали их вплоть до конца 60‑х годов. 

Двигатель BSA Gold Star после модернизации 1954 года.

Первой послевоенной моделью BSA стала одноцилиндровая верхнеклапанная 350‑кубовая В31, причем она сильно отличалась от довоенного аналога. Во-первых, еще до войны была подготовлена модернизация серии В, осуществленная в 1945 году: она получила усиленный картер, как на серии М. Во-вторых, на мотоцикле была установлена передняя телескопическая вилка вместо общепринятой до войны параллелограммной. «Телескоп» в 1946 году появился и на нижнеклапанных М20 и М21, а в 1947 году программу дополнила верхнеклапанная «пятисотка» В33, которая выпускалась также в усиленной «колясочной» версии М33. 

Первая послевоенная модель – BSA B31 1945 года.

Верхнеклапанные «бэшки» выпускались также в спортивных версиях В32 / 34, предназначенных для внедорожных состязаний. По сравнению с дорожными версиями переделки были минимальны: упрощенное электрооборудование, узкие крылья, поднятые глушители и шины с увеличенными грунтозацепами. Для тех, кто желал большего, в 1948 году было возобновлено производство форсированной Gold Star, поначалу в 350‑кубовом варианте. Как и до войны, цилиндр и его головка были изготовлены не из чугуна, а из алюминиевого сплава (что снизило массу силового агрегата на 9 кг); мощность мотора возросла с 17 до 23 л.с. Кроме того, машина получила свечную подвеску заднего колеса. Мотоцикл выпускался в нескольких вариантах: дорожный родстер, внедорожные версии для триала и мотокросса, а также модификация для шоссейных гонок, комплектовавшаяся карбюратором Amal TT, головкой цилиндра с большей степенью сжатия, распредвалами с увеличенным подъемом и отнесенными назад подножками. На такой машине в 1949 году Гарольд Кларк выиграл первую послевоенную Clubman’s TT – самую престижную британскую гонку для аппаратов на основе дорожных. В этих состязаниях BSA Gold Star доминировала до конца 50‑х годов! 

Уже в 1946 году компания выпустила версию для внедорожных соревнований В32 Competition.

Пятисоткубовая 33‑сильная версия Gold Star дебютировала в 1949 году. На таких мотоциклах британская команда выступала в том году на «Шестидневке» и взяла главный приз. В 1953 году Gold Star получила новую раму дуплексного типа с маятниковой задней подвеской и модернизированную коробку передач – на других мотоциклах серии В это новшество было внедрено через год. Бешеной популярностью британские спортивные «одностволки» пользовались и за океаном – в США. Причем и в дорожном варианте – тогда на них ставили нетипичный для Gold Star высокий руль, – и в специальной версии Catalina для популярных в Америке длинных кроссов, и в исполнении для трековых гонок с «сухой» рамой. 

Первый вариант послевоенной BSA Gold Star, со свечной подвеской заднего колеса.

В то время как «цивильные» моторы серий В и М оставались практически неизменными (менялась лишь ходовая часть), двигатель Gold Star постоянно модернизировался. В 1952 году он получил новую головку цилиндра, а в 1954‑м пережил полный апгрейд: укороченный шатун, усиленный коленвал, более развитое оребрение, карбюратор Amal GP с отдельной поплавковой камерой. Мощность 350‑кубового варианта выросла до 30 л.с., 500‑кубового – до 37 л.с. Тогда же впервые была использована выпускная система с характерным изломом приемной трубы. В 1955 году конструкторы улучшили систему смазки и поставили оребренный передний тормозной барабан. Модель 1956 года получила новую головку цилиндра, BSAмощность 500‑кубовой версии выросла до 40 л.с., но 350‑кубовый вариант отныне делали лишь на заказ. В список опций вошли 19‑литровый алюминиевый бензобак и руль типа clip-on, с которыми аппарат приобретал вид настоящего кафе-рейсера. Увы, в том же 1956 году сменился регламент гонок серийных мотоциклов: он больше не благоволил к таким конструкциям, как BSA Gold Star, и руководство компании утратило интерес к развитию этой модели. 

BSA M33 – верхнеклапанная машина для эксплуатации с коляской. Она так и не перешла на маятниковую подвеску заднего колеса: считалось, что «свеча» в комбинации с коляской работает лучше.

В конце 50‑х годов конструкторы BSA разработали новое семейство одноцилиндровых моторов, моноблочной конструкции («Мото» №4-2014). Это означало, что история спроектированных Вэлом Пейджем моторов подошла к концу. Дольше всего – до 1963 года – выпускали нижнеклапанную «шестисотку» М21 и спортивный Gold Star. Долголетие BSA M21 было вызвано только тем, что эту модель в паре с коляской использовала английская автомобильная ассоциация для своих летучих техничек. А вот Gold Star ушла, по мнению фанов, явно преждевременно: популярность этой машины нисколько не убывала со временем, а прямой замены для нее так и не появилось. Официальным поводом руководство компании назвало прекращение производства фирмой Lucas использовавшихся на разных версиях Gold Star магнето и магдино. В кулуарах называли другую причину: дескать, Хэп Альцина, дистрибьютор марки на Западном побережье США, заявил, что он не будет заказывать мотоциклы BSA, пока не получит потребное ему количество Gold Star. Тогда один из боссов компании в сердцах ответил: «Если они не покупают то, что мы хотим производить, то мы не будем производить то, что они хотят покупать!» Странный метод ведения бизнеса… Впрочем, в те годы в британской мотопромышленности было много странного – что вскоре и привело к ее краху. 

Версия BSA Gold Star для мотокросса.

В среде коллекционеров мотоциклы BSA пользуются огромным уважением. Охотятся и за Empire Star, и за армейскими WM20, и за послевоенными «бэшками». Но подлинно культовый статус – у BSA Gold Star, которая стала символом расцвета британского мотопрома.

BSA WM20 стал самым массовым британским военным мотоциклом: было выпущено более 126 000 аппаратов.


Характерный излом выпускной трубы появился на BSA Gold Star в 1954 году.


BSA Gold Star прославился спортивными победами по обе стороны Атлантики и в наши дни стал одним из самых культовых британских «классиков».


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх