- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
14 августа 2014
Набор стереотипов у каждой нации свой. У нас французы считаются существами легкомысленными, а вот соседи-европейцы, напротив, знают их как людей здравомыслящих и благоразумных до скупердяйства. Ведь слово «буржуа» – французского происхождения.
Впрочем, как и слово «авантюрист». Любовь к жизни, которая у французов бьет через край, постоянно провоцирует их пробовать все новенькое – пусть даже с риском для жизни. А вы знали, что двухколесная машина и гильотина впервые появились во Франции – причем почти одновременно? (Некоторые считают, что по своей эффективности оба аппарата примерно равны.) В 1791 году в саду Пале-Рояль граф Меде де Сиврак впервые проехался перед парижанами на своем «целорифере» – деревянном аппарате с двумя колесами, украшенном конской головой и хвостом! С этой поездки началась история велосипеда.
А в 1869 году другой француз, Луи-Гийом Перро, впервые приспособил к велосипеду мотор. Над задним колесом аппарата он установил компактный паровой двигатель собственной конструкции и многотрубный котел. Перро запатентовал свое изобретение и задокументировал пробные поездки, во время которых машина прошла 15 км. Так что, если мы отвлечемся от типа двигателя (считаем же мы электробайки мотоциклами!), то именно Перро – изобретатель мотоцикла.
Да и двигатель внутреннего сгорания – тоже французская придумка. Правда, его изобретатель Жан Этьен Ленуар родился в Бельгии, но образование получил в Париже, всю жизнь работал во Франции и в конце концов получил французское гражданство.
Двигатель Ленуара работал на светильном газе, поэтому его слишком затруднительно использовать на транспортном средстве. Конверсию мотора на автономный бензин провели немцы. Но их моторы были тяжелы и тихоходны. Первыми форсировать двигатель по оборотам догадались французы – изобретатель Альбер де Дион и механик Жорж Бутон. Если другие установки той поры развивали не более 700 об/мин, то французы раскрутили свой мотор до 2000 об / мин! В 1895 году компаньоны развернули серийное производство таких двигателей и оборудованных ими трициклов. Роль марки De Dion Bouton в мировой моторизации невозможно переоценить: на рубеже XIX и XX веков десятки компаний-пионеров, от США до России, либо собирали машины из узлов французской фирмы, либо беззастенчиво копировали ее продукцию.
Полноценный мотоцикл современного типа (кстати, само слово – опять французского происхождения) тоже родился во Франции. И не вина Парижа в том, что сделали его опять-таки эмигранты – на сей раз из России, братья Михаил и Евгений Вернеры. У себя дома они прославились как журналисты и издатели, но в эмиграции не нашли применения этим талантам и открыли небольшую механическую мастерскую. Занимаясь починкой велосипедов, в 1897 году они решили приспособить к ним моторчики. Поначалу они ставили двигатели над передним колесом велосипеда, с ременным приводом на его обод, но в 1901 году создали конструкцию, которую назвали «Новый Вернер» – с двигателем, встроенным в нижний угол рамы. Все мотоциклы, у которых мотор включен в силовую схему шасси – наследники этого изобретения.
Первый многоцилиндровый мотоцикл построил в 1892 году француз Феликс Милле. Правда, путь последующим поколениям он не указал: слишком уж нетривиальной была схема. Пятицилиндровый звездообразный двигатель ротативного типа (то есть вращались цилиндры при неподвижном коленвале) он встроил в переднее колесо трицикла. Через год он соорудил и двухколесный аппарат – с мотором в заднем колесе.
Практичность французов заставила их изобрести способ проверки достоинств мотоциклов, а свойственный лучшим представителям этой нации авантюризм привел к тому, что этим способом стали гонки между городами. Первая, по маршруту Париж – Бордо – Париж (1200 км!), прошла в 1895 году. Вместе с автомобилями на старт вышли и два мотоцикла. Число участников быстро росло, расширялась и география гонок: Париж – Амстердам, Париж – Берлин, Париж – Мадрид. Интересно отметить, что победители в мотоциклетном зачете выступали на трициклах (преимущественно марки De Dion Bouton), и лишь в последней из этих великих гонок, в 1903 году, зафиксирована победа на двухколесном мотоцикле Werner.
Гонки по замкнутому кругу родились во Франции еще в конце XIX века, причем поначалу – в тандеме с велосипедом. В стремлении бить рекорды скорости на треке велосипедисты догадались, что быстрее можно ехать в аэродинамическом «мешке» за стоящим на подножках мотоциклистом – эти состязания получили название «гонки за лидером». А затем мотоциклисты сообразили, что без велосипедов дело пойдет еще веселее…
Хотя официальный список абсолютных рекордов скорости для мотоцикла ведется лишь с 1920 года, состязания на тему «кто быстрее всех» начались гораздо раньше. Из глубины веков до нас дошла информация, что еще в 1898 году Виктор Ригаль на трицикле De Dion Bouton разогнался до фантастической скорости… 49 км/ч. А уже в 1901 году пал 100-километровый барьер: его преодолел Жорж Осмон, также на De Dion Bouton (как он осмелился развить такую скорость на узком и высоком трицикле без подвесок – выше моего понимания).
Первый прототип «чемпионата мира» – Coupe Internationale для национальных команд на мотоциклах собственного производства – состоялся по инициативе местного мотоклуба во Франции в 1904 году. Естественно, выиграл эту гонку француз Деместр на мотоцикле Griffon, хотя иностранцы оспаривали его победу, утверждая, что патриотично настроенные зрители бросали гвозди прямо им под колеса. Но – победителей не судят, а проигравшим побольше тренироваться надо.
А 25 сентября 1904 года в пригороде Парижа представители нескольких европейских стран договорились о создании Federation Internationale des Clubs Motocyclistes – предка нынешней FIM. Толчком к рождению международной организации послужил как раз скандал вокруг Coupe Internationale – FICM должна была разрабатывать общие правила соревнований и следить за их соблюдением.
Гонки улучшают породу. В 1902 году Griffon стал первым в мире мотоциклом с V-образной «двойкой» (мотор изготовил De Dion Bouton). А в 1903 году Совеньер установил новый рекорд скорости – 110 км/ч – на Clement с V-образной «четверкой». В 1912 году инженер компании Peugeot Эрнест Анри разработал первый в мире мотоцикл с четырехклапанными головками цилиндров – его 500-кубовая рядная «двойка» имела два верхних распредвала.
Но Первая мировая война словно что-то надломила во французском мотопроме. Он не исчез, но утратил дух инноваций. Редкие оригинальные конструкции типа капотированного Majestic 1930 года – лишь исключения, подтверждающие правило. А продукция больших французских компаний своеобразием не отличалась, послушно следуя в фарватере английских и немецких конструкторских школ. Видимо, непостоянный французский гений, позабавившись этой игрушкой, отбросил ее – ведь для француза нет ничего хуже вчерашней моды…
Новый всплеск интереса французских инженеров к двухколесной моторизации вызван Второй мировой войной, оккупацией и лимитами на бензин. В 1940 году Марсель Меннессон, совладелец выпускавшей карбюраторы компании Solex, спроектировал для собственных нужд крохотный моторчик для установки над передним колесом велосипеда. Оригинальность конструкции – в принципе «все в одном»: с одной стороны цилиндра круглый бензобак (пришлось ввести мембранный насос), с другой стороны – точно такой же формы глушитель, передача на шину колеса обрезиненным роликом, а роль сцепления выполнял рычаг, поднимавший весь этот узел. Машинка понравилась сотрудникам компании, и по их инициативе началось мелкосерийное производство для внутреннего потребления. А крупносерийное – под маркой Velosolex – развернулось после войны, в 1946 году; это был уже комплектный мотовелосипед со специально спроектированной ходовой частью. Производство аппарата продолжалось 42 года, за это время сделано около семи миллионов машин!
Хотя после Второй мировой войны французские компании выпускали и полноценные мотоциклы, и новомодные мотороллеры, приоритет они отдали изготовлению мопедов. В середине 50-х годов на них приходилось 95 % общего объема производства – что позволило французской мотопромышленности выйти на первое место в мире. Причем французский мопед имел одно важное отличие от немецкого или итальянского: он был автоматизированным! Центробежные сцепления французские инженеры применили уже в начале 50-х, а в середине десятилетия перешли на вариаторы. Такие аппараты продвигали под лозунгом: «Мопед, который думает за вас сам».
Хотя к началу 70-х годов мопеды составляли уже 99 % местного мотопроизводства (1 % приходился на долю мокиков), французы не оставляли попытки возродить свой мотоцикл. Причем стремились создавать весьма оригинальные конструкции! Так, в 1972 году компания Motobecane представила 350-кубовый аппарат с трехцилиндровым двухтактным двигателем, оборудованным системой впрыска топлива.
Но самое интересное рождалось не в больших компаниях, а в маленьких гоночных командах и мастерских. Конструктор Renault Андре де Кортанз, раскрутив на поддержку нефтегигант Elf и концерн Honda, с 1978 по 1988 годы выдал целый фейерверк совершенно неординарных конструкций с необычными обтекаемыми облицовками, шасси без рамы, консольным креплением колес (именно с его руки получившим популярность), передними рычажными подвесками с поворотным кулаком. Клод Фьор в те же годы немало экспериментировал с нетрадиционными конструкциями шасси – его идеи впоследствии использовал BMW в своей Duolever. Нельзя не упомянуть и еще одного энтузиаста – Луи Боккардо. С 1978 по 1988 годы (что-то произошло в это десятилетие в воздухе Франции!) он стал инициатором целых трех проектов – BFG, Moto Francaise и Boccardo – постройки супермотоциклов с автомобильными моторами.
В мире мотоспорта склонность французов к марафонам (вспомните рейды между европейскими столицами в конце XIX – начале XX века!) обернулась любовью к многочасовым гонкам – на 8, 12 и даже 24 часа. Не блистая на первых ролях в других видах мотоспорта, в соревнованиях на выносливость (FIM Coupe d’Endurance с 1975 года, чемпионат мира с 1980 года) галлы царят! Но что такое 24 часа по сравнению с многодневным ралли-рейдом Париж – Дакар? Тоже французская придумка: с 1978 года ежегодно стартует самое изнурительное мотосостязание по пустыням Африки и Южной Америки.
Тюнинг по-французски – это отдельная наука. Местные специалисты настолько изощрены в этом искусстве, что их услугами пользуются даже японские концерны. Так, мотоциклы Yamaha для шоссейно-кольцевых гонок и ралли-рейдов десятилетиями рождаются во французской компании Sonauto, а двигатель супербайка Kawasaki ZX-10R – чемпиона мира WSBK – создан в местной Akira Engineering. А фирма из Тулузы прошла путь от тюнинг-ателье Boxer Bikes до признанного создателя совершенно оригинальных конструкций Boxer Design. Ее специалистам доверили даже разработку и изготовление нового мотоцикла британской марки Brough Superior – это все равно, как если бы французам заказали проектирование замены автомата Калашникова…
В общем, французов совершенно не смущает, что их мотопром ужался фактически до двух компаний: Peugeot (между прочим, старейший в мире из действующих мотопроизводителей: первые мотоциклы этой марки появились в 1899 году) и MBK (наследник основанного в 1923 году Motobecane, а ныне – филиал концерна Yamaha). Это нисколько не мешает им оставаться великой мотоциклетной нацией.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .