Искусство немногих

20 января 2015

Чемпионат мира по кастомайзингу в этот раз прошел в Кельне, одновременно с мотосалоном Intermot. Синергия мероприятий оказалась резко положительной по части зрительского интереса и однозначно отрицательной в плане количества участников. Хоть на качестве экспозиции это и не сказалось.


Искусство немногих

Выпуск:
Журнал «МОТО» – январь 2014

Автор:
.Stinger, фото автора и Онно Веринги (Madness Photography)

Теги:
Кастом / Чемпионат мира по кастомайзингу / Кельн / Intermot /

Просмотры:
3793

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Идея Нейла Блабера, бессменного организатора чемпионата, расширить ряды участников за счет законодателей «уличной моды», сиречь «нового кастомайзинга», потерпела крах. В новообразованном классе Cafe Racer участников было всего шестеро, и то за счет перетекания из Street Performance и Retro Mod (8 и 16 участников). А из того, что было из звезд прошедших каферейсерских тусовок… 

В майском «Мото» я уже рассказывал о ретродрегстере Sprintbeemer работы The Lucky Cat Garage – сборной солянке из пяти старых BMW. Безупречной технически и с нарочито небрежной отделкой с изрядной долей рэтлука. В таком виде он прожил год, и уже на сентябрьском слете Glemseck 101 предстал в сильно обновленном виде, в котором и заявился на чемпионат. И если с «начинкой» осталось почти по‑прежнему (в изначально расточенный до 1,1 литра и форсированный до 80 сил мотор внедрили еще и «мокрый нитрос»), а общий дизайн и вовсе оставили неизменным, то отделка претерпела кардинальные изменения. 

Sprintbeeber работы The Lucky Cat Garage в гламурной ипостаси.

Больше никакого рэтлука: все детали выкрашены заново и по‑гламурному. Бензобак сияет свежим ксиралликом, обтекатель сделан заново и украшен строгой графикой, а детальная проработка – от слайдеров на крышки ГРМ до защиты кардана – скажем так, характерна скорее для традиционных экспонатов чемпионата, нежели для уличных хипста-байков. Кроме, разве что, спонсорских логотипов: драгрейсинг на кафе-рейсерах несколько компаний сочли привлекательной площадкой для продвижения своего шмотья и мотоаксессуаров. 

Оппозит от Citroen 2CV испанцы из Derbidson развернули поперек.

Рэтлук, rusty-стайл и прочий гранж здесь не в почете. Вот и единственный канонический хипстабайк – кафе-боббер, сработанный из СХ500 82 года мастерской Kingston Custom – блестел свежим лаком и отполированными цацками. Типический «райд», коих на улицах что Милана, что Киева немало. Избавленная от лишнего рама, из обвеса седло да заднее крыло (выполненные заново) и стоковый бак, подножки от XL600, афтермаркетовая оптика, простенькие клипоны да пара деталек от себя хороших (например, мини-«мухобойка» на фару и плексигласовые же щеки радиатора) – вот и вся любовь. Просто и бюджетно, даже глушители (стоковые от Sportster) в целях экономии отковыряны в залежах гаражного старья. Но все блестит и сияет, седло пошито отнюдь не из дерматина, а тросы и проводка проложены очень аккуратно – что норма в традиционном кастомайзинге, но невидаль для «уличных», включая таких китов, как DeM или WM. 

Хипста-байк работы Kingston Custom.

Описанные мотоциклы – «модифайды». А в центре внимания (и наиболее массово представлены – 43 штуки в этот раз) на ЧМ традиционно аппараты, созданные на уникальных рамах, объединенные в класс Freestyle. И здесь в который раз констатируешь медленное, но верное вытеснение чопперов и прочей американщины мотоциклами с европейской конфигурацией шасси. На этом чемпионате бомбами были сразу две уникальные работы, причем обе итальянских мастеров. В первую очередь, конечно, Sex Metal, первый полноценный фристайл Ферруччио Кодутти, кудесника по листовому алюминию, до того прославившегося обвесами и глубокими модификациями всяческих бигбайков. Первый, блин – и чтоб у всех так получалось, с кавалерийского наскока! В основе аппарата концепция Tesi/Vyrus – но вокруг мотора от Dominator и хай-тек-идеологии 80‑х. Фантастическая продуманность в деталях, остроумная компоновка (бак справа под мотором, глушитель слева, между ними передний моноамортизатор, перед ними блок электрооборудования) – и изящество дизайна в целом. Боюсь даже представить трудоемкость работы (в том числе по компоновке) – но результат фантастический. Жаль, маэстро Родориго, автора Tesi и Vyrus, не было на выставке – он бы наверняка оценил замысел Мастера. А что жюри присудило чемпионский титул не ему, а набору банальностей работы Крюгера – да пошли они в задницу, сектанты! (К слову, я убежден, что именно странное судейство в последние годы привело к снижению поголовья участвующих в чемпионате мастерских.) 

«Верх» Ducati, «низ» H-D Evo – уже не уникум. Но в исполнении итальянской Emporium Motorcycles впечатляет чистотой работы.

Совсем по‑иному поступили земляки Ферруччио из North Coast Customs – мастерской, ранее известной скорее концептуальным остроумием, нежели дизайнерским и инженерным профессионализмом. И выкатили мотоцикл, тщательно выполненный по традиционным чопперным технологиям, но в каферейсерном «форм-факторе» и с рядной нижневальной «двойкой» по мотивам старого FIAT 500. Отдельно стоящая коробка от бигтвина, сухое сцепло, трубчатая рама, стальные облицовки и бак – все как у людей. Вот только компоновка европейская и по‑европейски же плотная, а передняя подвеска с подвывертом. По кинематике аналогична бээмвиному «Tелелеверу» – только пружины и гидравлика остались в самой вилке, а не вынесены наружу. (Можно это описать и по‑другому: верхняя траверса крепится c помощью шарниров непосредственно к раме, а нижняя связана «ша-эсом» же с рамой через промежуточный трубчатый рычаг.) Решение не новое, но именно здесь оно органичнейшим образом сработало на общий дизайн мотоцикла. 

Sex Metal Феруччио Кодутти – новая страница в истории кастомайзинга. Можно только представить, как это изящество валит на серпантинах!

Кстати, о моторах. Если в прошлом году крайне популярными донорами были Moto Guzzi, то в этот раз «BMW с виагрой» – ни одного. А вот Ducati, наоборот, в этот раз у кастомайзеров-участников в фаворе, причем,как выяснилось, из них получаются не только стриты и кафешники – но даже борд-трекеры! Что и доказали британцы из Old Empire Motorcycles, притащившие на шоу эффектнейший аппарат, в котором лишь немногие могли опознать исходный 900SS конца 80‑х. Хватало и экзотики. Например, финн Ансси Каннтонен выкатил очень изящный кастом в стиле 1910‑х с 850‑кубовым оппозитом от микролитражки DAF 60‑х годов. Естественно, лишенным вентилятора охлаждения, законное место которого заняло магнето с цепным приводом – и размещенным, на архаичный манер, коленвалом поперек движения. Еще один уникум – наконец‑то добравшийся до ЧМ Desmohog, 1340‑кубовый кафе-чоппер работы итальянского Emporium Garage с мотором на основе картера и коленвала H-D Evo – и головок цилиндров Ducati M900. Объем работ по скрещиванию (включая оригинальные чугунные цилиндры и промежуточные приводные валы), что называется, зашкаливает, зато… Представляете, как такой мотор звучит? 

Но все же большинство кастомов на шоу по‑прежнему построены вокруг харлеевских силовых агрегатов и их клонов, с умеренным тюнингом или вовсе «из коробки». Как всегда. А вот что необычно – отсутствие главенствующего направления в геометрии шасси и общей стилистике. Пожалуй, все известные направления американской школы здесь были равномерно перемешаны и при этом не взболтаны. Даже подзабытые было хай-тек-чопперы и диггеры, коих было не меньше, нежели доминировавших еще пару лет назад бобберов и кафе-чопперов. А стим- и дизель-панк соседствовали (ура, они вернулись!) с аппаратами, будто сошедшими с картинок 60–70‑х. Да-да, с характерными пятиспицевыми хромированными колесами, зауженными до неприличия рулями – и психоделически яркой окраской. 

«Fiat 500» работы North Coast Customs.

Еще одно открытие – уже технологического плана. Испанская мастерская Valtoron выкатила две своих работы, кафе-рейсер из nineT и компрессорный дрегстер с мотором Kawasaki, с облицовками… отлитыми из алюминия. Да, вот так прямо, блоки «бак-хвост», крылья и кое‑что по‑мелочи у обоих выполнены литьем по образцу «заказных» крышек картера – или масштабных моделей машин. Получается очень красиво… и адски массивно. Все же облицовки толщиной в 5– 7 мм, а то и более, запредельно тяжелы для обычного мотоцикла и годятся разве что для крупнолитражных слонопотамов. 

А вот чего не было в наличии – это стритов и прочей «пластмассы». Класс Street Performance, изначально задумывавшийся как раз под «рисовые ракеты», был представлен почти исключительно олдскулом. А единственный стритфайтер (на основе разномастных агрегатов Ducati) был хоть и построен по стритфайтерным канонам, но целиком в алюминиевом обвесе работы все того же Ферручио Кодутти. Причина, на мой взгляд, проста: стриты окончательно мигрировали в свое гетто, с замкнутой на себя сценой. Примерно как скутер-кастом-сцена, давно (по крайней мере, в Германии и Британии) ставшая самодостаточной. Со своими кастомшоу, слетами и гонками. 

Компрессорный дрегстер с литыми (!) облицовками испанской Valtoron.

Не исключено, что по этому пути пойдет и Блабер. Оставив «неокастомайзерам» и прочим хипстерам их Глемсек и Биаритц, а также почти охипстеревшую Верону, он шарахнется в другую сторону, сделав чемпионат вотчиной кастомайзеров старой школы. Оставив только Freestyle, Harley mod да Retro mod и присуждая призы друг дружке – дюжине стареющих мэтров, все менее известных за пределами своего узкого круга. Круга, сужающегося как по естественным причинам, так и благодаря натиску все более широкого и все более плотного круга мастеров «нового кастомайзинга», вернувших двухколесный индпошив из уютного гетто «игрушек для богатых» в разряд искусства для многих.

Яркие психоделические краски родом из 70-х — новый тренд в традиционном чопперостроении. Не отменяющий, впрочем, царящую нынче любовь к точной механике.


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх