- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
27 января 2014
Выпуск:
Журнал «МОТО» – январь 2014
Автор:
Иван КСЕНОФОНТОВ, фото Александра БАТЫРУ
Теги:
Просмотры:
15202
Вообще, это своеобразное чудо – и вид техники, который никто в мире серийно не делает, и сам факт производства вопреки тотальному «окитаиванию». Но не будем углубляться в экономику, а перейдем сразу к «железу». Его много: 330 кг сухого веса, на трех огромадных колесах. Собственно, этими колесами, точнее, их свойствами, и определяется класс «Бархана» – снегоболотоход, СТС, или, как его называют в народе, каракат.
Разработка – дело рук конструкторов ковровского завода имени В. А. Дегтярева: они занимались доводкой с 2002 года. И вот к тесту представлена машина из первой партии в 100 штук. Конечно, внимание сразу привлекают колеса. Их размер и сверхнизкое давление (около 0,2 атм) обеспечивают обширное пятно контакта и, как следствие, небольшое давление на грунт. Потому-то пневматик способен ездить по любой грязи, болоту и снегу, где другому транспорту, в том числе ATV – даже самым навороченным и фирменным, подчас ловить нечего.
Но каракаты еще и плавают – за счет большого объема шин. Специальные шины Бел-79 изготовлены Бобруйским шинным заводом (Беларусь). Внутри – камеры КФ-97 от сельхозприцепа. Для облегчения сборки-разборки с одной стороны обода имеется съемный борт. Хотя такая конструкция тяжеловата (самодельщики-каракатчики обходятся одними камерами), но ее плюс – долговечность. Для покрышек она практически неограниченна, в то время как открытые камеры разрушаются прямыми солнечными лучами за сезон. Ну а заводу такие шины позволяют обеспечить приемлемый (не кустарный) внешний вид и пройти сертификацию.
Двигатель – клон хондовской серии CG – от китайского партнера ЗиДа, компании Lifan. Он четырехтактный, с жидкостным охлаждением – как раз то, что надо для мотовездехода. Радиатор разместили сзади, около площадки под номерной знак. А вентилятор позволяет не опасаться перегрева в тяжелых условиях.
В трансмиссии заводские конструкторы применили специальный редуктор с понижающей передачей и реверсом, здесь же на выходном валу дисковый тормоз. От редуктора на ось задних колес идет двойная цепная передача с натяжными роликами.
Рама – усиленная, она способна выдерживать значительные нагрузки. Рычажная вилка переднего колеса имеет два гидроамортизатора, задние же колеса – без подвески. У самодельных каракатов камеры обеспечивают приемлемое демпфирование ударов, здесь колеса получились жестче, и поэтому ощущается отсутствие подвески сзади.
Тормоза – дисковые, с гидроприводами, они достаточно эффективны, даже для такой большой массы. Ведь сам вездеход «берет на борт» двух человек и груз на багажниках (15 и 50 кг), а сзади способен тащить прицеп 270 кг. Законченность «Бархану» придают обширные крылья (использованы пластиковые изделия от грузовиков) – это решило вечную проблему самодельщиков, которых донимает грязь и вода, летящие с колес.
Пульты на руле – китайские мотоциклетные, причем светотехникой вездеход не обижен: есть сигнал, «мигалки» и даже зеркала. То есть можно выехать на дорогу и чувствовать себя на ней уверенно, перемещаясь со скоростью до 40 км/ч. Кстати, о дороге: для езды по твердым покрытиям предусмотрено отключение специальной муфтой одного из ведущих колес (в данном случае левого) – чтобы повороты при отсутствии дифференциала машина проходила легко. На бездорожье же лучше иметь ведущими оба задних колеса с жесткой связью, как у ATV.
Раз мы упомянули ATV, сравним ездовые ощущения. Они совершенно разные. На квадре проходимость во многом обеспечивается «ходом» (для чего нужны длинноходные подвески) и совершенством трансмиссии (автоблокировки, работа вариатора).
«Бархан» же берет в основном размером колес: большой диаметр позволяет перекатываться через неровности, а ширина обеспечивает малое удельное давление. На жидкой грязи, снегу или болоте, где колеса квадра прорежут поверхность и он сядет на брюхо, каракат спокойно проедет.
Главный минус «Бархана» – трехколейность. К ней нужно долго приноравливаться, чтобы автоматически выстраивать траектории всех трех колес. К тому же есть вероятность перевернуться, недаром в конце 80-х в США запретили внедорожники ATC, которые изначально были именно с тремя колесами.
Езда на «Бархане» совершенно лишена спортивной составляющей, тут голый утилитарный расчет: проползти без пафоса. И это обычно удается: у вездехода значительный клиренс, да и брюха,на которое можно сесть, почти нет. Однако штатные шины имеют весьма невысокий протектор, к тому же они довольно жесткие, и поэтому легко начинают «мылить», буксовать.
Но есть и плюс большого веса колес: они имеют значительную инерцию, и опытный водитель может этим пользоваться, как и выбором режима редуктора (повышенный или пониженный). К тому же есть возможность увеличить проходимость за счет различных наружных лент с грунтозацепами или цепей – на что фантазии хватит.
Самая эффектная демонстрация возможностей «Бархана» – водоплавание: он не тонет, и даже погружается в воду совсем немного. Однако легко выехать на берег или льдину обычно не получается – нужна лебедка.
В воде «Бархан» плывет за счет вращения колес крайне медленно, и тут опять простор для самодеятельности – на-пример, те же ленты с грунтозацепами. Но так или иначе, непотопляемость вездехода – большой плюс.
Родословная «Бархана»
Итог
Да, реальная эксплуатация «Бархана» потребует смекалки и приложения рук. Но в любом случае есть отправная точка – экземпляр заводского качества и с соответствующими гарантиями. Вряд ли имеет смысл покупать такой вездеход для поездок во круг дачи, но в стране полно мест, где он действительно нужен…
Организация теста и техника – ПКЦ ОАО ЗиД.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .