Непотопляемый

27 января 2014

Из всех мотоциклов и мотовездеходов, протестированных «Мото» в последнее время, этот – особенный. 


Непотопляемый

Выпуск:
Журнал «МОТО» – январь 2014

Автор:
Иван КСЕНОФОНТОВ, фото Александра БАТЫРУ

Теги:
Бархан / Тест / Мотовездеход / Снегоболотоход /

Просмотры:
15202

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Вообще, это своеобразное чудо – и вид техники, который никто в мире серийно не делает, и сам факт производства вопреки тотальному «окитаиванию». Но не будем углубляться в экономику, а перейдем сразу к «железу». Его много: 330 кг сухого веса, на трех огромадных колесах. Собственно, этими колесами, точнее, их свойствами, и определяется класс «Бархана» – снегоболотоход, СТС, или, как его называют в народе, каракат. 

Разработка – дело рук конструкторов ковровского завода имени В. А. Дегтярева: они занимались доводкой с 2002 года. И вот к тесту представлена машина из первой партии в 100 штук. Конечно, внимание сразу привлекают колеса. Их размер и сверхнизкое давление (около 0,2 атм) обеспечивают обширное пятно контакта и, как следствие, небольшое давление на грунт. Потому-то пневматик способен ездить по любой грязи, болоту и снегу, где другому транспорту, в том числе ATV – даже самым навороченным и фирменным, подчас ловить нечего. 

Но каракаты еще и плавают – за счет большого объема шин. Специальные шины Бел-79 изготовлены Бобруйским шинным заводом (Беларусь). Внутри – камеры КФ-97 от сельхозприцепа. Для облегчения сборки-разборки с одной стороны обода имеется съемный борт. Хотя такая конструкция тяжеловата (самодельщики-каракатчики обходятся одними камерами), но ее плюс – долговечность. Для покрышек она практически неограниченна, в то время как открытые камеры разрушаются прямыми солнечными лучами за сезон. Ну а заводу такие шины позволяют обеспечить приемлемый (не кустарный) внешний вид и пройти сертификацию.

Двигатель Lifan жидкостного охлаждения с механической КП – массовый агрегат, для которого легко найти запчасти.

Двигатель – клон хондовской серии CG – от китайского партнера ЗиДа, компании Lifan. Он четырехтактный, с жидкостным охлаждением – как раз то, что надо для мотовездехода. Радиатор разместили сзади, около площадки под номерной знак. А вентилятор позволяет не опасаться перегрева в тяжелых условиях. 

За двигателем установлен редуктор с «понижайкой» и задним ходом, здесь же трансмиссионный тормоз.

В трансмиссии заводские конструкторы применили специальный редуктор с понижающей передачей и реверсом, здесь же на выходном валу дисковый тормоз. От редуктора на ось задних колес идет двойная цепная передача с натяжными роликами. 

Справа от мотора – рычаг управления режимами редуктора. (L-H-N-R).

Рама – усиленная, она способна выдерживать значительные нагрузки. Рычажная вилка переднего колеса имеет два гидроамортизатора, задние же колеса – без подвески. У самодельных каракатов камеры обеспечивают приемлемое демпфирование ударов, здесь колеса получились жестче, и поэтому ощущается отсутствие подвески сзади. 

Колеса – из труб, с одной стороны предусмотрен съемный борт для демонтажа покрышки.

Тормоза – дисковые, с гидроприводами, они достаточно эффективны, даже для такой большой массы. Ведь сам вездеход «берет на борт» двух человек и груз на багажниках (15 и 50 кг), а сзади способен тащить прицеп 270 кг. Законченность «Бархану» придают обширные крылья (использованы пластиковые изделия от грузовиков) – это решило вечную проблему самодельщиков, которых донимает грязь и вода, летящие с колес. 

Органы управления на руле – знакомые мотоциклетные.

Пульты на руле – китайские мотоциклетные, причем светотехникой вездеход не обижен: есть сигнал, «мигалки» и даже зеркала. То есть можно выехать на дорогу и чувствовать себя на ней уверенно, перемещаясь со скоростью до 40 км/ч. Кстати, о дороге: для езды по твердым покрытиям предусмотрено отключение специальной муфтой одного из ведущих колес (в данном случае левого) – чтобы повороты при отсутствии дифференциала машина проходила легко. На бездорожье же лучше иметь ведущими оба задних колеса с жесткой связью, как у ATV.

Рычажная подвеска переднего колеса с дисковым тормозом.

Раз мы упомянули ATV, сравним ездовые ощущения. Они совершенно разные. На квадре проходимость во многом обеспечивается «ходом» (для чего нужны длинноходные подвески) и совершенством трансмиссии (автоблокировки, работа вариатора). 

На второй ступени силовой передачи применена прочная двухрядная цепь.

«Бархан» же берет в основном размером колес: большой диаметр позволяет перекатываться через неровности, а ширина обеспечивает малое удельное давление. На жидкой грязи, снегу или болоте, где колеса квадра прорежут поверхность и он сядет на брюхо, каракат спокойно проедет. 

Красный рычаг стояночного тормоза фиксирует педаль.

Главный минус «Бархана» – трехколейность. К ней нужно долго приноравливаться, чтобы автоматически выстраивать траектории всех трех колес. К тому же есть вероятность перевернуться, недаром в конце 80-х в США запретили внедорожники ATC, которые изначально были именно с тремя колесами. 

Ручная муфта позволяет отключать левое заднее колесо, что облегчает повороты на твердых покрытиях.

Езда на «Бархане» совершенно лишена спортивной составляющей, тут голый утилитарный расчет: проползти без пафоса. И это обычно удается: у вездехода значительный клиренс, да и брюха,на которое можно сесть, почти нет. Однако штатные шины имеют весьма невысокий протектор, к тому же они довольно жесткие, и поэтому легко начинают «мылить», буксовать. 

Но есть и плюс большого веса колес: они имеют значительную инерцию, и опытный водитель может этим пользоваться, как и выбором режима редуктора (повышенный или пониженный). К тому же есть возможность увеличить проходимость за счет различных наружных лент с грунтозацепами или цепей – на что фантазии хватит.

Самая эффектная демонстрация возможностей «Бархана» – водоплавание: он не тонет, и даже погружается в воду совсем немного. Однако легко выехать на берег или льдину обычно не получается – нужна лебедка. 

«Бархан» – единственный в мире серийный мотоцикл такого вида. Он брутален.

В воде «Бархан» плывет за счет вращения колес крайне медленно, и тут опять простор для самодеятельности – на-пример, те же ленты с грунтозацепами. Но так или иначе, непотопляемость вездехода – большой плюс. 



Родословная  «Бархана»

2000 год. «Полу-каракат» в Прикаспийских песках в ходе экстрим-рейда «Караван» журнала «Мото». Заводской мотоцикл «Сова» был переоборудован в каракат с помощью комплекта деталей инженера минского ОАО «Мотовело» Александра Борисевича. Переднее колесо с вилкой не меняли, чтобы оставить свет, тормоза и подвеску колеса. Сзади использованы одиночные камеры КФ-97 от сельхозприцепа. Подробнее см. «Мото» № 12–2000.

2001 год. Пробег по побережью Онежского полуострова. За 10 дней прошли 450 км по зимникам, болотам, прибрежным пескам, отливной полосе, местами плыли по мелководью среди камней. Проверка плавучести: плыли 4,5 км через Унскую губу за моторной лодкой. У доработанных машин применили моторы с принудительным охлаждением от ЗиД-200 «Фермер» (2Т, 200 см3, 13 л.с.). Подробнее см. «Мото» № 2–2002.

2002 год. Пробег «Топь-02» по Рдейскому болоту (Тверская и Псковская обл.). Помимо двух каракатов на платформе «Совы», участвовал еще болотоход Ижмаша «Самсон». Видимо, конкуренция с другими мотозаводами («Умка» у «Мотовело», «Самсон» у «Ижмаша») подтолкнула руководство СКБ ЗиД к выпуску комплекта деталей для переоборудования стандартных мотоциклов. Подробнее см. «Мото» № 12–2002.

2002 год, декабрь. Заводской прототип с «фермеровским» мотором (2Т, 200 см3). Конструкция допускала переоборудование из обычного мотоцикла, но требовалось усиление рамы. Передняя вилка была консольной и жесткой, задняя ось – неразрезной. Цепной привод имел две ступени, на второй использовалась мощная двухрядная цепь. Колеса под покрышки Бел-79 были разборные, стеклопластиковые.

2008 год. Опытный «Бархан» второго поколения (он получил шифр ЗДК 5.910) с 4-тактным 200-кубовым «воздушником» Lifan. Применена специальная рама, переднее колесо обрело рычажную подвеску и дисковый тормоз, установлена коробка реверса.

2011 год. Ещё одна модернизация «Бархана» – 200-кубовый мотор Lifan стал жидкостного охлаждения, разработали 2-скоростную коробку с реверсом. Но и эта машина не вышла из разряда опытных.

2013 год. Сборка первых 100 штук «Барханов».


Итог 

Да, реальная эксплуатация «Бархана» потребует смекалки и приложения рук. Но в любом случае есть отправная точка – экземпляр заводского качества и с соответствующими гарантиями. Вряд ли имеет смысл покупать такой вездеход для поездок во круг дачи, но в стране полно мест, где он действительно нужен… 

Организация теста и техника – ПКЦ ОАО ЗиД.



Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх