Фантом зазеркалья

27 января 2015

Хотя история и не знает сослагательного наклонения, все мы любим помечтать на тему «А что если бы?» Например, если бы BSA продолжала развивать свои V-твины – и протянула бы с ними до наших дней? Австралиец Дуг Фрезер не только гадает – но и строит такие аппараты.


Фантом зазеркалья

Выпуск:
Журнал «МОТО» – январь 2014

Автор:
Алан КАТКАРТ, фото Стивена ПАЙПЕРА

Теги:
BSA / Empire Twin M46 / История /

Просмотры:
3626

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Определенно что‑то есть в этом воздухе. Как иначе объяснить тот факт, что в радиусе 50 км от центра Мельбурна, в юго-восточном углу Австралии, целых четыре компании разработали уникальные мотоциклы, да еще и с собственными силовыми установками. Не верите? Давайте посчитаем. 

Во-первых, это Айан Дрисдейл, два десятка лет строивший восьмицилиндровые аппараты – в гоночном и стритфайтерном вариантах. Он же приложил руку и к разработке V-твина Carberry Enfield – машины, которую стоило бы выпускать компании Royal Enfield. Братья Хорнер, Кен и Барри, делают гоночные мотоциклы по мотивам V-твина Vincent: они не только побили Ducati в гонке Daytona ProTwins, но и с успехом противостоят «четверкам» в серии Australian Post-Classic Superbike. Жаль, что они не выпускают дорожную версию! И особое место в этой фантастической четверке принадлежит компании Emu Engineering Дуга Фрезера. В ее стенах созданы не один, не два, а целых три трибьюта марке BSA – все на тему «А что если бы?» Один из них – спортивный V-твин М46 в стиле конца 30‑х годов, второй – динамичный В66 в духе начала 70‑х, третий – E120R, аппарат, который построила бы BSA, дожив до эры WSBK…

Уникальные мотоциклы из австралийской провинции Виктория: Carberry Enfield V2, Irving Vincent, Emu BSA E120R, Drysdale V8.

Дуг Фрезер – весьма дружелюбный и позитивный персонаж, человек, для которого стакан всегда наполовину полон, и его энтузиазм заразителен. Он инженер-электрик, владелец процветающей компании по производству всяческого промышленного электрооборудования. Его немаленький завод располагает таким станочным парком, что сделать там мотоцикл с нуля – раз плюнуть. Сам же Фрезер – поклонник старой британской техники. Перед его мастерской стоит рабочая лошадка – Hillman Hunter 70‑х годов, с пробегом… 900 000 км. В гараже – машина для повседневных разъездов, Jaguar E-Type Coupe той же поры, накатавший, правда, в пять раз меньше. Рядом с ним – гоночный роторный Norton, который Дуг построил вокруг мотора от полицейского мотоцикла. На этой самоделке Фрезер участвовал более чем в 40 гонках, и многие из них выиграл. Дуг также поклонник BSA Gold Star – у него несколько аппаратов этой модели, и на одном он и его жена Дженни шесть недель колесили по Британии в 2008 году. 

Откуда такая тяга к машинам далекой прародины? «Я вырос в пору рассвета британской промышленности, – отвечает Фрезер, – и мне нравится, как сделаны эти аппараты. В хороших руках они вполне надежны. Люди воротят нос от Hillman, – но посмотрите, сколько я на нем накатал! Я перевел его на газ, так что он к тому же вполне экономичен. Но в особенности я люблю стиль довоенных английских мотоциклов». 

А как родилась идея постройки целых трех аппаратов в стиле «Если бы»? «Возьмите Hesketh, – отвечает Дуг, – фактически это два одноцилиндровых мотора на общем картере. Так же сделаны и мои V-твины. Я всегда был неравнодушен к V-образным «двойкам» BSA, которые компания выпускала с 1919 по 1938 годы. Выглядят они просто замечательно, но в езде хороши лишь с коляской – для одиночки не хватает ни динамики, ни управляемости. Конструкция их моторов слишком уж устарела к концу 30‑х – у них даже клапанные пружины не закрыты. Я никогда не мог понять, почему BSA не сделала более современный V-твин, конструктивно сходный с их одноцилиндровыми моделями 38‑го года. Так что я сам взял самый совершенный мотоцикл из их довоенного каталога – одноцилиндровый Empire Star – и соединил два таких цилиндра на общем картере, отсюда и название Empire Twin. Я сделал собственные модели для деталей картера, отлил их и собрал весь двигатель. На это ушло 700 часов работы, и еще 700 на шасси и общую отделку». 

Emu BSA Empire Twin M46 создана по мотивам британских мотоциклов конца 30‑х годов.

Так Фрезер построил мотоцикл, который, по его мнению, BSA должна была выпустить в 1938 году в ответ на Triumph Speed Twin – эпохальную конструкцию, после которой почти все британские мотоциклостроители переключились с V- твинов на параллельные «двойки». Первый V2 от BSA был выпущен в 1919 году – 770‑кубовая нижнеклапанная модель Е, прочная и длиннобазная. Как и сменившая ее 986‑кубовая модификация, она была предназначена для эксплуатации с коляской. Позже, в 30‑е годы, программу дополнили более спортивные модели, с верхнеклапанными V-твинами рабочим объемом 498 и 748 см³ – они уже подходили и для езды без коляски. В 1936 году в компанию пришел конструктор Вэл Пейдж – позднее он спроектирует знаменитые модели Empire Star и Gold Star – который провел модернизацию V-твина, создав наиболее приближенную к спорту машину – модель Y13. Впрочем, Дуг оценивает ее скептически: «В двигателе Y13 шатуны сидели на шейках бок о бок, а цилиндры располагались в одной плоскости. Поэтому нагрузка на поршневые пальцы была несимметричной, что приводило к боковому давлению поршней на стенки цилиндров – и форсировке этот мотор не поддавался. В 1000‑кубовом нижнеклапанном V-твине BSA применены вильчатые шатуны, но по своей конструкции это был очень старый двигатель, с системой смазки «на прогар» и довольно слабым «низом». Так что есть лишь один способ получить BSA V-твин с приемлемыми мощностью и управляемостью – построить его самому!» 

Алюминиевые цилиндры (выкрашенные в черный цвет для имитации чугунных) отлиты по моделям Дуга Фрезера и установлены на алюминиевом картере с развалом 50°. Головки цилиндров – от BSA Empire Star, модифицированные. Коленвал собран из деталей от нижнеклапанной BSA M20 и от S&S, а вильчатые шатуны – S&S Harley-Davidson Sportster 1000.

Первой серьезной разработкой Пейджа для компании BSA стала модель М23 Empire Star 1936 года. «BSA и до этого выпускала мотоцикл с таким же названием, но спроектированная Пейджем машина намного лучше, – уверяет Фрезер. – Надежная и быстроходная, она стала основой для созданного позже Gold Star. Emu BSA M46 вдохновлена конструкциями Пейджа – я уверен, он спроектировал бы именно такой мотоцикл, если бы ему дали задание. Но в 1938 году V-твины вышли из моды. Если вам нужен был быстроходный аппарат, вы выбирали рядную «двойку» или спортивный «сингл». 

Верхнеклапанный V-твин M46 довольно длинноходен – 87х94 мм, что дает рабочий объем 1118 см³. Головки цилиндров – от BSA Empire Star, но Дуг их модифицировал. А вот алюминиевые цилиндры (выкрашенные в черный цвет для имитации чугуна) и картерные детали отлиты компанией Alliance Foundry по чертежам и моделям Фрезера. «Если вынуть двигатель из рамы, то на его место можно поставить стандартный мотор BSA, – с гордостью утверждает Дуг. – Все точки крепления сохранены, и картер ниже оси коленвала практически такой же, хотя картерные детали гораздо массивнее для размещения коренных подшипников увеличенного размера». 

При изготовлении коленвала Фрезер взял маховики от нижнеклапанного BSA M20, причем использовал те, что стояли со стороны привода – потому что они тяжелее и не имели просверленных масляных каналов; Дуг предпочел сделать их сам. Он также удалил упорные шайбы, так что в целом маховики для V-твина всего на 6 мм шире, чем у М20. Шейки коленвала – производства S&S, коренные подшипники – роликовые (BSA обычно использовала комбинацию шариковых и роликовых подшипников). Вильчатые шатуны – те, что S&S делает для Harley-Davidson Sportster 1000. Двигатель развивает 45 л.с. при 4000 об/мин (на заднем колесе) и внушительный крутящий момент 95 Н·м при 3200 об/мин. Четырехступенчатая коробка передач – от М20, но со сближенными передаточными числами от Gold Star. 

Этот уникальный двигатель установлен в модифицированную раму от М20; ее передняя секция удлинена на 150 мм, чтобы разместить V-твин. Но в целом база – 1420 мм – всего на 100 мм больше, чем у одноцилиндрового аппарата. Впереди установлена параллелограммная вилка BSA, а передний двухбарабанный тормоз собран из деталей Triumph T110 и BSA A10. Мотоцикл весит 185 кг и разгоняется до 130 км/ч, так что хорошие тормоза ему необходимы! 

Мотор пускается легко и не страдает механическими шумами, характерными для многих двигателей той поры – никакого клацания распределительного механизма. Фактически звук такой же, как у любого современного силового агрегата. Нет и излишней вибрации – Дуг отлично сбалансировал этот V-твин. Переключение передач (педалью под правой ногой) четкое, хотя используешь его нечасто – настолько гибка характеристика мотора. Фактически у вас всегда в резерве запас тяги, и динамика разгона для столь винтажного аппарата весьма хороша. Она впечатляет даже привыкшего к спортбайкам – представляю реакцию парней на современных мотоциклах, когда Дуг на этом допотопном аппарате обставляет их во время воскресных променадов по своей любимой дороге, вьющейся по холмам… Посадка прямая, но очень комфортная, подпружиненное седло и высокие боковины шин хорошо смягчают толчки от дорожных неровностей. Конечно, особо юркой машину не назовешь – все‑таки база целых 1420 мм, но в целом она управляется не хуже, чем Triumph Speed Twin, и уж точно ее гораздо легче заправить в поворот, чем Brough Superior той поры. Торможение двигателем умеренное, поскольку степень сжатия невелика, но коктейль из тормозных компонентов Triumph и BSA работает превосходно. А какая бархатная нота выхлопа! Как жаль, что BSA не сделала такой мотоцикл в 30‑е годы. 

Дуг Фрезер стремился создать мотоцикл, который мог бы войти в каталог BSA 1939 года – и у него получилось! Очень забавно наблюдать за реакцией знатоков, которые впервые видят этот аппарат. Перед ними абсолютно аутентичная машина той эпохи, но они‑то знают, что такого экземпляра не было! В конце концов они приходят к выводу, что это какой‑то малоизвестный заводской прототип… Знали бы они, что у Дуга есть еще два мотоцикла на тему «Каким мог бы стать BSA».

Дуг Фрезер и его реплики Emu BSA: Empire Twin M26 в стиле 30‑х, В66 в духе начала 70‑х и E120R а-ля WSBK.


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх