Ристретто+

26 июня 2014

Эволюция или вырождение? Ни то ни другое – просто концепция каферейсера проникла за пределы хипстерской тусовки. В умы и руки тех, кто хочет не только красиво тошнить, но и размашисто ехать.


Ристретто+

Выпуск:
Журнал «МОТО» – июнь 2014

Автор:
.Stinger, фото из архива автора

Теги:
Кастом / Кафе-рейсер /

Просмотры:
4498

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Финита ля комедия: каферейсеры – а говоря по сути, имитации их на основе дешевой «классики» – окончательно превратились в прошлогодний снег. Ибо даже до самых тупых доперло: ехать на таком аппарате круто и стильно, пока тебя не уделает со светофора или в связке поворотов простой клерк на TMAX, а то и Vespa. Сыграли роль и перемены во внешнем виде самой хипстоты, стремящейся выглядеть посуровее (да-да, я о пресловутом костюме дровосека). В результате «каффы» почти повсеместно (колхоз «Нерезиновой» в расчет не берем) вытесняются скрэмблерами, выполненными по тем же технологиям и из все тех же доноров. На них ехать относительно медленно хотя бы не стыдно. 

Искать «историческую правду» даже не пытайтесь: в реальных 80-х на британских дорогах уже господствовали стритфайтеры.

Но каферейсеры успели понравиться многим, и не только хипстерам, но и тем, кто не первый десяток лет в седле. Точнее, сама концепция каферейсера – простого и бюджетного физкульт-байка с ностальгическим привкусом. Ретро для них отнюдь не только 50–60-е: в силу более богатого жизненного и мотоциклетного прошлого здесь в ходу реальная ностальгия по 80–90-м. Как по стилистике, так и по «настоящей технике» тех лет. Которая стоит ненамного дороже, чем пресловутые SR400 и W650, а едет и рулится куда лучше. 

Но сказать «техника 80-х» – так же, как и «стиль 80-х» – значит обобщить слишком многое. Ибо в эволюции мотоцикла вообще и его облика в частности это десятилетие было переломным. В начале – доминирование почти не менявшихся полтора десятка лет форм и пропорций, лишь изредка (Kawasaki, Benelli/Moto Guzzi) нарушаемое экспериментами с формой облицовок да отнюдь не повсеместными попытками навесить обтекатели, и опять же унаследованная из конца 60-х конструкция шасси. В конце десятилетия всё это считалось уже безнадежной архаикой, уступившей место почти современного вида спортбайкам. Между этими полюсами – несколько лет интенсивных опытов (не всегда удачных – ну на то они и эксперименты) дизайнеров, инженеров и маркетологов.

При выборе донора – ничего святого. Большинство строит аппараты на базе японского массмаркета, но есть случаи использования настоящей экзотики (например, Bimota Mantra - на фото выше). И очень, очень популярны Moto Guzzi разных лет.

Помимо прочего, это дает немыслимую в других направлениях свободу в выборе донора. Число цилиндров, тип охлаждения, даже конструкция рамы – лишь бы сохраняло видимость исторической достоверности, и то относительную. А вот ездить такой мотоцикл должен быстро – уж точно быстрее пресловутой сотни миль. Конечно, этому условию соответствует и СВ400SF – но СВ1300 не кардинально дороже, зато не позволит «унизить» тебя первосезоннику на «шестисотке». 

Тем более что разница в стоимости донора не так и принципиальна: затраты на постройку такого аппарата посущественнее будут, нежели у хипстеров с их скрэмблерами. Одними грипсами-решетками да перешивкой седла тут не отделаться. Особенно в Многонационалии: в отличие от европ с их засильем «пластмассы», у нас самые массовые аппараты – как раз в духе 80-х. «Сибихи», «хыжыры», да и Bandit 400 не успели перейти из разряда «дрова трухлявые» в категорию «классика почтенная». Поэтому резко и жестко ломать композицию мотоцикла придется хотя б для того, чтоб не смешаться с толпами неофитов и клерчатины. И если переделка седла (ибо тут царит полная демократия: хошь уплощай, хошь округляй, а хошь укорачивай к чертям рогатым) особых затрат не требует, то кардинальное изменение формы бака – операция серьезная. Это все же не «классики» с их одинарными хребтовинами, тут какую ни попадя (точнее, откуда ни попадя) емкость не повесишь. Отчасти спасают положение стеклопластиковые киты, но их выбор невелик. 

 

Немногим шире, зато универсален выбор стеклопластиковых обтекателей – головных и хвостовых – в стиле что конца 70-х, что середины 80-х. А они способны преобразить внешность не только неоклассика, но и спортбайка (да-да, он в этом случае тоже неплохой донор, если у него «диагональ» не слишком развитая), причем кардинальнейшим образом. Впрочем, доступность этой переделки обманчива: 300–500-евровые киты – всего лишь заготовки, предполагающие самостоятельное сращивание их не только с кронштейнами, но и с оптикой. И даже если идти по утоптанной тропке, остановив выбор на двух вынесенных фарах, перечень работ будет отнюдь не «подогнал – покрасил – прикрутил». Зато и результат не как у всех. 

Полуобтекатели – новодельные или обрезанные спортбайковские – необязательный, но встречающийся в большинстве случаев элемент. А вот с головной оптикой сколько проектов, столько мнений. Сток, внедорожный («для полиции») афтермаркет – но все чаще встречаются две установленные снаружи крулые фары как подражание мотоциклам для популярных в 80-е гонок на выносливость.

У тех же, кто берет за основу относительно редкие аппараты родом из 80-х или начала 90-х – «кирпич», Katana, да хоть бы и Le Mans III – другая проблема. Мотор и рама вполне себе ничего, а вот подвески и тормоза, даже неушатанные – хоть святых выноси. Плюс проблема с размерностью шин, и если заднюю 110/90–18 еще можно заказать, а спереди вместо штатной 130/60–16 поставить 120/70, то как быть со 160/60– 18? Впрочем, я бы не сказал, что установка современных вилок и тормозов и замена задних колес на «17-е» вредят внешнему виду. Чаще наоборот. Вот только бюджет, и без того немаленький из-за редкости и усталости донора, становится совсем увесистым, что делает проект оправданным, если только у «автора и исполнителя» совсем горячая любовь к этой модели…

 
Глядя на такую пьянку, в «пост-каффы» начали ударяться уже и в Deus (cм. «Мото» №4-2014, с. 86). Ибо не хипстотой единой…

После решения вопросов с основными формами тема отделки и приблуды – так, приятные хлопоты. Окрас – поярче: никаких пришибленных оттенков, характерных для «олдскула». Хотя «нежные» оттенки голубого, фиолетового или сиреневого приветствуются, но для второстепенных элементов, контрастирующих с основными. В почете также трибьют-окрас, можно даже с использованием «оракала», в остальных направлениях считающегося пошлостью – и фрагментарное «орэтлучивание». Из «исторически недостоверных», но архимодных решений – асимметрия: в размещении оптики, приборов, даже зеркал. Ну и «квадратиш-практиш» тоже в почете, что в оптике, что в общих формах. Электронные приборы – в любом количестве; лампочек на приборке или в зеркалах – сколь душе угодно; замшевая обивка – пожалуйста. Главное не переборщить с яркостью и не намешать сюда фишек из стритфайтерной темы – например, анодированных фиттингов или яркой окраски суппортов. А вот ЖК-индикаторы – с простой графикой, конечно, – сколько влезет. Хотя вакуумно-люминесцентные или хотя бы светодиодные уместнее. Только не газоразрядные, их лучше оставить поклонникам джетпанка. 

А тем временем наиболее радикальные (и при этом продвинутые по части промдизайна и инжиниринга) кастомбилдеры пошли дальше. В сторону экспериментов с дизайнерским наследием 80-х, черпая вдохновение из авангарда тех лет и не стесняясь скрещивать те концептуальные идеи с современным прочтением понятия «кастом» вообще и «каферейсер» и «скрэмблер» в частности. Но это пока лишь эксперименты. Имеющие, впрочем, все шансы отправить хипстерские имитации 50–60-х туда, где им уже освободилось место – в гетто. Уютное гетто потребительской субкультуры, так и не породившей новых смыслов.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх