Обзор электробайков Eicma-2012: Молодо, зелено...

13 февраля 2013

Добрую половину выставочного павильона № 6 на прошедшей главной мотоциклетной выставке Европы заняли «зеленые» – мотоциклы, скутеры и велосипеды на электротяге. 


Обзор электробайков Eicma-2012: Молодо, зелено...

Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2013

Автор:
Анатолий СУХОВ, фото .Stinger

Теги:
Eicma / Выставка / Обзор / Презентация / Молодо / Зелено /

Просмотры:
6448

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Впрочем, электромотором между колес сегодня уже никого не удивишь: пока европейцы таскали образцы по выставкам, китайцы выпускали – и продавали их тысячами. Сегодня избалованный европеец ждет куда большего, чем просто лозунги в защиту окружающей среды (как будто производство электричества делает планету чище!). А вот чего в ближайшем будущем дождется – мы и обсудим.

Конец меценатства

Еще недавно маркетологи «зеленой волны» на все голоса распевали, как выгодны поездки на электрическом транспорте: дескать, один километр обходится всего в несколько центов, а если заряжать аккумулятор в ночные часы, то бишь по низкому тарифу, можно ездить чуть ли не даром! И пытались всучить под этим соусом с привкусом борьбы за выживание человечества неподъемный аппарат стоимостью в половину спортбайка, с мощностью «полтинника» и запасом хода газонокосилки. Забывая попутно упомянуть, что сама батарея, стоящая как полскутера, тоже, собственно, расходный материал. 

Одна из главных настоящих новинок выставки – CRP Energica, итальянский спортбайк мощностью 100 кВт (максимальный крутящий момент тоже внушает – 160 Нм) и развивающий 220 км/ч. Полностью регулируемые вилка Marzocchi и моноамортизатор Sachs, тормоза Brembo с моноблочными скобами, шины Pirelli Diablo Rosso II. Управление разгоном и торможением двигателем тут электронное, причем прошивка содержит четыре программы рекуперации, которые можно также перенастроить. 90-килограммовая литий-ионная батарея хранит 11,7 кВт*ч электроэнергии и способна зарядиться за 4 часа – как от бытовой розетки, так и от промышленной. Продажи спортбайка должны начаться в 2014 году, объявленная цена – 21 800 евро.

Надо ли удивляться, что стать меценатами этого начинания, а, проще говоря, оказаться в роли «кроликов», на которых производители отрабатывали бы новые технологии, прагматичные и прижатые кризисом европейцы не спешили. Конечно, «гранды» никуда не делись, и сегодня за возможность стать самым быстрым и стильным среди «зеленых» придется отвалить немало тех самых символических «зеленых» – цены исчисляются десятками тысяч. 

Мотор, контроллер и коробка передач СРМ в одном корпусе (на фото слева). Номинальная мощность – 4, максимальная – 6 кВт. Масса – 9,4 кг, размеры – 205х185х150 мм. Охлаждение – воздушное. Можно было самому снять характеристики электромотора на стенде немецкой компании СРМ (на фото справа).

Но это все больше маркетинг, так сказать, шоковая терапия, на фоне которой суммы до «десятки» уже не кажутся запредельными. Поэтому едва ли не большая часть экспонатов «Зеленой планеты», как традиционно – зато понятно – назвали ее организаторы, – это не концепты и даже не такие уж новинки, а вполне завершенные, пусть и не выдающиеся технически, зато реально продающиеся конструкции. И, главное, с ценниками, куда более адекватными предложению. 

BMW C Evolution – пока лишь прототип, хотя и действующий (см. «Мото» №12-2012). Начало продаж планируется не ранее 2014 года, цена не объявлена, но вряд ли она будет демократичной. Заявленные характеристики: максимальная мощность – 34,6 кВт (постоянная – 11 кВт), максимальная скорость – 120 км/ч, пробег на одной заправке (на много меньшей скорости) – 100 км, запас энергии батареи – 8 кВт*ч.

Если быть реалистами, то ближе всех к народу – да и к самой идее бесшумного и безвредного транспорта – стоит электровелосипед. И, коли на улицах северной столицы Италии их появляется все больше и больше, неудивительно, что свой кусок павильона откусили они и на Eicma. 

Испанский ALFER EVX 4.0 – один из немногих мотардо-кроссовых электрических аппаратов на EICMA. Но надо знать любовь европейцев, особенно испанцев, французов и итальянцев к офф-роуду, чтобы понять, что эта ниша будет заполняться все плотнее. В начале 2013 года аппарат должен пройти омологацию и выйти на рынок. Ориентировочная цена – 8–9 тыс. евро. Номинальная мощность мотора – 6 кВт, пиковая – 18 кВт, максимальный момент – 45 Нм. Время зарядки 4-киловаттной литий-ионной батареи – 4 (в быстром режиме – 2) часа. Максимальная скорость – 105 км/ч, минимальный пробег по бездорожью – 60 мин., максимальный пробег по городу – 100 км, масса – 110 кг.

Но Милан не был бы Миланом, если бы вполне традиционные в целом конструкции не оказались обернуты в такую «фольгу», что все разговоры об экологии и экономии отходят на второй план. Это просто красиво! 

Интересное решение: для управления рекуперацией служит левый рычаг. Причем привод – тросовый, к ползунку реостата в блоке управления. Такой вот «драйв бай кэйбл» – просто и надежно.

Взгляните, например, на Lampociclo с электромотором, стилизованным под одноцилиндровый моторчик и аккумулятором в «бензобаке»! А руль, а фара, а инструментальная сумочка под седлом! Да, здесь нет багажника, нет даже крепления под «авоську» на руле, моторчик – всего 150 Вт, без рекуперации, да и цена – под 3000 евро, – он вызывающе непрактичен, этот ретро-«педелек» (термин, прочно вошедший в лексику европейцев). Но тут, по крайней мере, есть стиль – плюс хорошая дальность пробега в качестве приятного бонуса. 

Empulse R – дорожная версия «браммовской» RR. Мотор жидкостного охлаждения с пиковой мощностью 40 кВт (максимальный момент 63 Нм) и шестиступенчатая КП позволяют развивать скорость свыше 160 км/ч. А 10-киловаттная батарея номинальным напряжением 103,6 В – проехать 195 км в городском или 90 км в загородном цикле. Ее срок службы – 1500 циклов до емкости 80 % от номинальной. BRAMMO Empulse R в продаже с 2013 года, цена – 13 600 евро.

Вообще, цены на велосипеды и скутеры вполне сравнимы – и продажи последних в Европе уже исчисляются тысячами. Так, в 2012 году нидерландская компания Novox (разброс цен на ее модели электроскутеров – от 2000 до 4700 евро в зависимости от модели, моторизации и типа АКБ) только у себя на родине продала около 700 этих аппаратов. 

Немецкий двухместный скутер Govecs Go! S1.4 собирают в польском Вроцлаве. Фотографов от стенда отгоняли, хотя ничего особенного мюнхенцы, на мой взгляд, не предложили: максималка 45 км/ч, пробег – 30–50 км, масса – около 100 кг (из них 15 кг – АКБ), время зарядки – 2–3 ч. Обещанный пробег до замены батареи – 50 000 км – по размышлении тоже не впечатляет. Зато на уровне цена – около 5000 евро.

У швейцарской VR цены куда выше: городской скутер – 5054 евро, кросс – выше 6000 и только детские – от 1012 до 1284. В качестве неожиданного экспоната отметим ее же снегоход – с максималкой 40 км/ч и 30-минутным запасом хода. 

Дольше работают, быстрее заряжаются 

Запас хода и максимальная скорость, как всегда, связаны обратной зависимостью, причем непропорциональной. Мощные моторы в компактном исполнении сделать сегодня не проблема (о них речь впереди), а вот батареи остаются узким местом конструкции. 

А этот шведский грузовой скутер MGB Motors делают в Китае. Он вырос из «полтинника» – вначале за счет наращивания рабочего объема (до 70, а потом и до 110 см3), затем добавилась гибридная версия (электропривод – на два передних колеса), а теперь на подходе – чисто электрическая. Цены – около 2500, 3500 и 3000 евро соответственно. В 2012 году в Швеции продано примерно 1000 этих «помощников фермера».

Сегодня наилучшими показателями обладают литиевые АКБ, причем используются как литий-полимерные, так и литий-железо-фосфатные аккумуляторы. Последние – все чаще. С одной стороны, они дороже и обладают примерно вдвое меньшей удельной емкостью. С другой – выдерживают больше циклов заряда-разряда, имеют больший временной срок службы и менее взрывоопасны. 

Еще одно семейство скутеров EMCO от итальянской компании Electrocycles. При максималке 45 км/ч заявленный пробег уже 100 км; зарядка АКБ занимает 2–4 часа и обходится в Европе в 0,5 евро. Аккумуляторы – на 48 и 60 В, от 28 до 60 А*ч, также съемные.

Считается, что к исходу первого года службы их удельная емкость уже сравняется, а в целом «полимер» живет раза в три меньше «железа» и выдерживает 1000 зарядных циклов против 2000. То есть, если использовать батарею 330 дней в году и каждый раз «высасывать» ее полностью, она прослужит 6 лет. Учитывая, что батарея и сегодня стоит 15–40 % всего аппарата, а в бесщеточном двигателе изнашиваться практически нечему, игра стоит свеч. 

4-килограммовый T8 призван приучать к двухколесному транспорту с малых лет, а по количеству аксессуаров и экипировки, выпускаемой для него Mecatecno, он может сравниться с куклой Барби. Минибайк питается от двух 12-вольтовых аккумуляторов емкостью 9 А*ч. Полукиловаттный двигатель разгоняет новинку до 22 км/ч. Цена игрушки – 954 евро.

На данный момент многие производители предлагают электроскутеры, способные неплохо держаться в городском потоке, а на шоссе развивать до 110 км/ч. При этом их запас хода в среднем составляет 60–100 км – и это без какой-либо рекуперации энергии! 

Трехколесный скутер с незамысловатым названием «Трио» производит китайская WYS под маркой CRB. Под седлом – место для шлема-интеграла, литий-ионная батарея на 1000 циклов, максималка – 45 км/ч, пробег – 65 км при 25 км/ч. Мотор 48 В, 2 кВт. Ничего выдающегося, если бы не способность наклоняться в поворотах. Цена – 3 980 евро.

Однако заметнее всего изменилось время зарядки. Вместо привычных еще недавно 6–8 часов большинство производителей заявляют о двух-трех, а при «быстрой» зарядке – и вовсе до одного часа, при этом батарея набирает до 95 % от максимального запаса энергии. Но пока на улицах европейских городов не так много розеток (хотя в Милане их уже немало, и они еще бесплатны), носимый аккумулятор остается бонусом, который активно рекламируют. 

Bertini CityZen – электроскутер со съемной батареей (11 кг, 60 В, 28 Ач). Типичный средний представитель класса: максималка — 45 км/ч, пробег – 60 км, масса – 110 кг. Цена – около 3000 евро, из которых 850 – батарея.

Масса его обычно от 10 до 15 кг, плюс шнур и зарядник – раз в несколько побольше и потяжелее, чем для мобильника. Есть и скутеры с двумя аккумуляторами, которые можно заряжать и подключать раздельно. Хотя о мечте любого здравого человека – унификации типоразмеров батарей – речи пока не идет. 

EMCO Novum – самый тяжелый и мощный в семействе: 5 кВт, 90 км/ч, 80 км, 130 кг. АКБ – 60 В, 60 А*ч.

Когда-то еще электрозаправки появятся, не с розетками, а с готовыми батареями! Ну а пока будем таскать, как когда-то, из теплого коридора к холодному автомобилю… Или нас спасет утилизация? 

Тормози впрок! 

Нет, утилизация электроэнергии или, как говорят, рекуперация, кардинально картину не меняет. Хотя 5–10 % энергии так удается сберечь. Почему так немного? Во-первых, большинство потерь (например, аэродинамические и потери на качение шин) восполнить вовсе не удастся. Во-вторых, чтобы эффективно погасить скорость, без тормозов все равно не обойтись,поскольку выделение энергии в единицу времени настолько велико, что преобразовать ее обратно в электрическую, да еще «запихнуть» обратно в аккумулятор крайне непросто (испортится он от таких перегрузок, да и блоки электронные тоже нужны мощные, плюс опять же потери). В-третьих, управлять рекуперацией тоже не так просто, как кажется на первый взгляд. Помните, как дергается троллейбус? То-то! 


Kymco представила две электрических модели: e-Queen 3.0 и e-Candy 2.0 (на фото).

Самым очевидным и простым способом выглядит автоматическая рекуперация при торможении, контролируемая электронным блоком. Так и реализовано на некоторых аппаратах, причем зачастую программу можно подкорректировать самому, подключив к бортовому настольный компьютер с древним по сегодняшним меркам портом COM (разъем RS-232). 

Однако куда интереснее, когда водитель сам имеет возможность дозировать замедление двигателем. Vectrix давно запатентовал ручку газа «с обратным ходом» – при ее переходе через «нейтраль» (повороте от себя) скутер прогрессивно тормозит двигателем. 

Volta BCN Sport (BCN – сокращенно «Барселона») – испанский фан-байк номинальной мощностью 15 и пиковой – 35 кВт, разгоняющийся до 120 км/ч и проезжающий до 70 км. Батарея заряжается за 2 часа от обычной розетки. Под крышкой фальшбака умещается «интеграл». Байк должен выйти на рынок в 2013 году по цене 8500 евро.


Не менее простое и очень удобное решение предложили инженеры Alfer Motocicletas, разработавшие электрический кроссач: у него вместо рычага сцепления (здесь неуместного) – тот самый моторный тормоз. Поскольку байк по определению должен дружить со спусками, вклад рекуперативного торможения здесь сравнительно велик – 10 %. Замечу, в режиме офф-роуда батареи должно хватить минимум на час, а максимальная дальность в городском трафике – 100 км. 

Мотор-колесо или главная передача? 

Мотор-колесо – то есть двигатель, расположенный непосредственно в ступице заднего колеса, – решение привычное и, казалось бы, идеальное: нет потерь в главной передаче, не надо искать место для мотора и т.п. Однако это простое, но небезупречное решение. Во-первых, мотор (и все колесо)получается массивным, что ухудшает не только разгон, но и плавность хода. А во-вторых, как заметил в разговоре со мной один из разработчиков немецких моторов СРМ д-р Йоханнес Руха, цены на неодим, входящий в состав постоянных магнитов, хоть и подвержены колебаниям, но в целом растут, поэтому при равной мощности такой мотор-колесо получится дороже более высокооборотного компактного (который однако потребует главной передачи). 

Goccia (Keeway) Sunday появится в продаже с марта 2013 года всего за 2900 евро. Пробег – от 45 до 60 км, передний тормоз – дисковый, задний – барабанный.

Вряд ли будет преувеличением назвать немецкую CPM в числе наиболее интересных компаний, хотя она предлагает лишь двигатели и силовые агрегаты для электромотоциклов. Прежде всего, приятно, черт возьми, побеседовать не с маркетологами, которые пока больше собирают отзывы, нежели аргументируют те или иные решения, а с настоящим инженером, который с ходу называет момент инерции ротора любого из своих моторов или величину потерь в двигателе и управляющей электронике (кстати, КПД этих двигателей превышает 96 %, а всей системы, включая контролер, – 90 %). 

Lampociclo Retro Pedelec, 150 Вт, 20 А*ч, 25 км/ч, 3–7 передач (в зависимости от комплектации), Цена – 2800–3000 евро.

Плюс хорошенько рассмотреть проспекты с подробными чертежами и техническими характеристиками – вплоть до сопротивления и индуктивности обмоток. Хоть сейчас бери и паяй схемку! Впрочем, паять-то как раз совершенно необязательно. СРМ предлагает готовые блоки, объединяющие в одном корпусе мотор и контроллер. И даже двухступенчатую трансмиссию с временем переключения менее 0,1 с. «А почему не используете планетарку?» «Вопрос цены, – улыбается д-р Руха, – да и двух ступеней вполне достаточно, с нашей-то моментной характеристикой». 

А этот супермотард от Brammo – пока лишь прототип. Но затравочку рынку кинули. Ждем на конвейере в следующем году!

Не могу не по интересоваться ценой. Так, 72-вольтовый 4-киловаттный мотор (с пиковой мощностью до 6 кВт) при заказе от 1000 штук стоит менее 400 евро. Заметно дешевле потребной ему батареи. Осмелюсь предположить, что цены на электротехнику на колесах существенно падать не будут, во всяком случае в Европе. 

Складные байки и самобеглые доски на двух и четырех колесах пользовались неизменным вниманием публики. Тем более что прокатиться на них можно было прямо в павильоне, даже не выезжая на специально подготовленную тестовую трассу.

Сравнительно дешевый «китай» был интересен лет 5 назад, поскольку пришелся на безрыбье. Европейцев уже не заманишь максималкой 70 км/ч и пробегом 60 км, тем более при сомнительной динамике и управляемости. Скорее всего, рынок пойдет по пути компьютерного: при сохранении или небольшом росте цены существенно изменятся возможности. На асфальте «электрички» уже кое-как прижились. На подходе освоение офф-роуда.

Фан-байк HR-3 от компании Elmoto, занимающейся электромотоциклами с 2008 года, весит всего 50 кг. На борт он берет от одной до трех литий-ионных батарей 48 В, 20 А*ч. В зависимости от общей емкости, на одной зарядке при 25 км/ч он может проехать от 80 до 180 км. Есть три режима ограничения мощности и скорости – под разные категории прав: без прав (2 кВт, 25 км/ч), «мопедные» права – (4 кВт, 45 км/ч) и А1 или вне дорог общего пользования (8,5 кВт, 80 км/ч). В приборную панель устанавливается microSD-карта, позволяющая записывать данные во время поездки. Цена HR-3 – от 2990 до 5890 евро.
Трехколесный Vectrix VX-3 Li+ обещают предложить покупателям уже в этом году по цене 13 500 евро. С места до 80 км/ч он разгоняется за 8,25 с и достигает 110 км/ч. При торможении (ручкой газа) он заряжает аккумулятор и на одной «заправке» способен преодолеть 128 км.


Электрический трицикл T-Rex – утилитарный личный транспорт. В общем, по задумке, на нем удобно перемещаться по своим владениям: осмотреть поле для гольфа, заехать на пристань – проверить, того ли года шампанское погрузили на яхту, доехать до ангара с самолетом, – ну вы поняли… ТТХ скромные: мотор 1 или 1,8 кВт, привод – зубчатым ремнем, передний дисковый тормоз, масса – 72 кг, грузоподъемность – 200 кг, максимальная скорость – 20 км/ч, пробег на одной зарядке – 50 или 100 км (с увеличенной батареей). Цена – 4000 евро.


E-Tropolis Reload, созданный немецким подразделением Sig Solar, отличается возможностью апгрейда: установкой одно-, двух- и трехэлементной батареи емкостью, соответственно, 40, 60 и 80 А*ч. Масса батареи – 30, 40 и 50 кг. В среднем из трех режимов движения (ограничивающем максималку 50 км/ч) на одной зарядке скутер сможет проехать 55, 85 и 110 км соответственно. Максимальная скорость в режиме Sport – 75 км/ч. Вес без батареи – 85 кг.


Применение продукции СРМ – от велосипедов до мотоциклов.



Скутер E-lite Tomos с одной батареей 48 В и 10 Ач способен проехать 40 км со средней скоростью 28 км/ч, а с двумя – 70 км. Разница в цене невелика – 2800 и 3000 евро соответственно. Вес батареи – 8,5 кг. Время зарядки – 2 ч.



Южноафриканская компания Swaygo Motor существует с 2005 года. Ее «четырехколесный мотоцикл» Swaygo 575 EVR-1 выпускается в двух вариантах – бензоэлектрическом (с генератором Yamaha) и чисто электрическом, с питанием от батарей. С мотоциклом его роднят подвески и возможность наклона в поворотах (до 45°). Привод – на электромоторы в задних колесах, роль дифференциала выполняет электроника. Трогаться Swaygo может на уклоне до 25°, до 60 км/ч разгоняется за 6 с, максималка – 85 км/ч (опционально – 105 км/ч), пробег – до 140 км. Номинальная мощность – 8 кВт, максимальная – 14 кВт. Литий-ионный аккумулятор; 72 В, 100 А*ч, 80 кг. Масса ТС – 290 кг. Маленькая манетка на ручке газа – управление рекуперацией.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх