Самый большой кросс: турэндуро и кроссоверы-2013

01 января 2013

Туристические эндуро – класс мототехники, которому при рождении пророчили быструю и бесславную смерть, – живут, процветают и ежегодно радуют нас интересными новинками. Хотя с каждым сезоном в них все больше «туристического» и все меньше «эндуро»…


Самый большой кросс: турэндуро и кроссоверы-2013

Выпуск:
Журнал «МОТО» – январь 2013

Автор:
Александр ВОРОНЦОВ, фото из архива редакции

Теги:
Тудэндуро / Новинки / Кроссовер /

Просмотры:
13336

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Родоначальник, бестселлер и икона жанра – BMW R1200GS – только что пережил тотальное обновление. Баварские инженеры блестяще решили непростую задачу: потрафить и приверженцам бренда, и тем, кто сторонился продукции BMW из-за ее традиционных, хм, странностей. 

BMW R1200GS полностью сменил начинку, но сохранил узнаваемый облик.

Технические характеристики BMW R1200GS

Если мы расположим всех соперников большого «гуся» на шкале «асфальт-бездорожье», то ближе всех к истинным эндурным ценностям окажется, конечно, KTM. Компания представила новое поколение своего Adventure одновременно с баварцами на выставке в Кельне (см. «Мото» №11-2012). Причем если немцы экстремальную версию приберегли до тех времен, когда схлынет вал заказов на базовую, то австрийцы сразу показали оба варианта – стандартный и Adventure R. 

По сравнению с BMW новый KTM Adventure мощнее, легче и более «внедорожный».

Технические характеристики KTM 1190 Adventure

У третьей новинки сезона – Aprilia Caponord 1200 – на редкость богатый генезис. Впервые мотоцикл с таким названием дебютировал еще 12 лет назад – но с современной моделью он не имеет практически ничего общего. В прямых предках нынешнего дебютанта ходит мотард Dorsoduro 1200, которому уже два года от роду. Но за это время он так и не обрел армию поклонников: для прошивателя город ских пробок он избыточен по всем параметрам, для дальнобоя – недостаточно экипирован. Видимо, маркетологи концерна Piaggio слишком уж соригинальничали: ведь обычно популярный эндуро предшествует нишевому мотарду, а не наоборот. 

KTM предлагает свою новинку и в экстремальной версии Adventure R. Впрочем, достоинства таких тяжелых машин на бездорожье весьма спорны.

Технические характеристики KTM 1190 Adventure R

Два цилиндра, 1200 см³ рабочего объема, два верхних распредвала и четыре клапана в каждой головке, жидкостное охлаждение, впрыск топлива, управление дроссельными заслонками по проводам – эти ценности исповедуют все участники нашего трио. Но дьявол – в деталях, а здесь не просто детали, а совершенно разный подход к компоновке силового агрегата. BMWпродолжает совершенствовать оппозитную схему – фактически перед нами шестое (всего!) поколение моторов, зародившихся 90 лет назад. Причем объявить новый силовой агрегат эволюционным развитием старого – все равно что сказать, что архитектор повторился: план дома-то опять квадратный… (Подробнее – в «Мото» №11-2012.) 

Aprilia Caponord 1200 все-таки ближе к кроссоверам, чем к настоящим турэндуро.

Технические характеристики Aprilia Caponord 1200

Конструкторы KTM и Aprilia (то бишь Piaggio) отдали предпочтение V-образной схеме. Угол развала цилиндров у KTM – 75°, что позволило сделать двигатель достаточно компактным. Aprilia Caponord позаимствовала у Dorsoduro мотор с развалом цилиндров 90° – не такой «сжатый», зато лучше уравновешенный. 

Новый силовой агрегат BMW R1200GS перевели с масляно-воздушного на жидкостно-воздушное охлаждение: водяную рубашку получили лишь самые теплонапряженные узлы – головки и верхние части цилиндров. Охлаждающая жидкость отводит примерно 35 % тепла.

Вот в чем сходятся немецкие, австрийские и итальянские конструкторы – так это в широком применении управляющей электроники, немыслимом всего пять лет назад. Инженеры BMW предлагают (правда, за доплату) систему выбора из пяти режимов работы: «Дождь», «Дорога», «Динамика», «Эндуро» и «Эндуро Про». Переключение между режимами – клавишей у правого пульта, причем оно возможно и на ходу (если сбросить газ и выжать сцепление). Система предлагает комбинации из трех режимов отдачи двигателя, трех настроек ABS и четырех – системы стабилизации (то есть трекшн-контроля). А если на мотоцикле установлена опционная электронная система регулировки параметров подвески, то изменяются и ее настройки. Так, в режиме «Дождь» – самая плавная реакция на поворот ручки газа (хотя при этом максимальные значения мощности и крутящего момента не «режутся»), трекшн-контроль и ABS готовы к вмешательству при первых признаках пробуксовки, а подвески становятся мягче. В режиме «Динамика», напротив, резкая реакция на движение ручки газа, трекшн-контроль позволяет похулиганить, а подвески – в самом жестком положении. Режим «Дорога» – это нечто среднее между «Дождь» и «Динамика». В режиме «Эндуро» – мягкая реакция на поворот ручки газа, либеральная настройка трекшн-контроля, подобранные для бездорожья настройки ABS и подвесок. Режим «Эндуро Про» оптимизирован для езды на внедорожных шинах с высокими грунтозацепами. 

Впускной тракт сориентирован вертикально, что позволило наконец разделить распредвалы по функциям (один управляет впускными клапанами, другой – выпускными). В будущем это даст возможность перейти на фазовращатели.

Подход инженеров из KTM – простой и рациональный: они ограничиваются четырьмя настройками трекшн-контроля: «Дождь», «Улица», «Спорт» и «Бездорожье» (в этом режиме трекшн практически отключен). Aprilia предлагает выбор из трех режимов работы двигателя («Спорт», «Туринг» и «Дождь») и трех настроек трекшн-контроля. 

Балансирный вал – полый, внутри него проходит вал привода сцепления. Восьмидисковое сцепление, работающее в масляной ванне, пришло на оппозитах BMW на смену однодисковому сухому. Такое решение позволило значительно уменьшить диаметр узла – со 180 до 147 мм. В сцепление встроен механизм обратной пробуксовки. 

Впрочем, самое интересное – то, что электроника способна делать с подвесками. Все три компании предлагают (за доплату) системы электронной регулировки: электромоторы изменяют величину преднатяга пружин и гидравлические характеристики. Причем если у KTM водитель сам выбирает одну из трех предустановок гидравлики («Комфорт», «Улица» или «Спорт»), то BMW и Aprilia щеголяют подвесками полуактивного типа (на Caponord стоят узлы от Sachs, так что система Aprilia Dynamic Damping – фактически то же самое, что и Ducati Skyhook). Установленные на элементах подвески сенсоры замеряют частоту и амплитуду их работы, а бортовой компьютер, обрабатывая эти данные, изменяет гидравлическое сопротивление сжатию и отбою. Причем, по уверениям разработчиков, центр управления учитывает режим движения (разгон, торможение и другие) и делает соответствующие поправки. Правда, те, кто успел новинку протестировать, утверждают, что она пока еще далека от совершенства: неплохо бы еще и датчик крена ввести, чтобы система не меняла лихорадочно настройки прямо на вираже. После всего этого великолепия упоминать о таких электронных помощниках, как круиз-контроль или мониторинг давления в шинах, просто неудобно. Как же это мы раньше без них обходились? 

Впервые на оппозитах BMW коробка передач действительно объединена в общий блок с двигателем и имеет общую систему смазки.

Теперь перейдем, говоря языком компьютерных гениев, от софта к харду. И здесь главное новшество (почти сенсация!) – возвращение рамы на BMW. Подшипники передней подвески Telelever и ось качания задней подвески Paralever теперь связаны добрыми стальными трубами. В силовую структуру рамы включен и двигатель, спереди и сзади к ней болтами присоединены подрамники (передний – из магниевого сплава). Рама KTM Adventure, в лучших традициях австрийской компании, целиком изготовлена из хром-молибденовой стали, а рама Aprilia Caponord смешанной конструкции – стальные трубы плюс алюминиевые отливки. 

Компактная камера сгорания (степень сжатия увеличена с 12,0 до 12,5) получилась настолько эффективной, что конструкторы отказались от датчиков детонации. В прошлое ушло радиальное расположение клапанов: впускные клапаны отклонены на 8°, выпускные – на 10°. Диаметр тарелок клапанов увеличен на 1 мм (до 40 мм для впускных клапанов и 34 мм для выпускных). Кривошипно-шатунная группа стала компактнее и жестче: диаметр коренных подшипников уменьшен с 60 до 55 мм, шатунных – увеличен с 48 до 50 мм, сами подшипники стали уже.

В чем единодушны создатели всех трех мотоциклов – так это в том, что они отдают предпочтение тормозным системам Brembo – с радиальными передними скобами, а у BMW и Aprilia еще и моноблочными. Аппараты всех трех компаний уже в стандарте идут с ABS, причем у BMW и Aprilia она отключаемая, а у KTM ее можно выставить во внедорожный режим, допускающий блокировку заднего колеса. Верный способ оценить внедорожный потенциал мотоцикла – посмотреть на его колеса. Только KTM предлагает спицованные колеса, размерности 19/17 дюймов на базовой версии и боевые 21/18 дюймов в варианте R. Колеса у нового BMW – литые, 19/17 дюймов, но спицованные есть в списке опций. И лишь Aprilia безальтернативно предлагает литые колеса, чисто кроссоверной размерности 17 дюймов спереди и сзади. Впрочем, у итальянки и ходы подвесок куда скромнее, чем у немецко-австрийской породы. 

В конструкцию баварских оппозитов вернулось понятие «рама» – узел из стальных труб связывает рулевые подшипники и ось качания маятника. А вот рычаг системы Telelever, как и прежде, опирается на силовой агрегат.

Три европейские новинки выступают не в самом широком, но чрезвычайно прибыльном секторе мотоциклетного рынка. И если BMW и KTM уже зарекомендовали себя в нем королями, то Aprilia Caponord 1200 еще предстоит побороться за кошельки покупателей. Впрочем, успех Ducati Multistrada (тоже обновленной к этому сезону) показывает, что шансы на удачу есть и у изящных итальянок.

Панель приборов нового BMW своеобразна, но хорошо читается.
У KTM 1190 Adventure только один стрелочный прибор – тахометр. Кроме обычного ЖК-дисплея, сообщающего информацию о машине, в панель приборов встроен роудбук.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх