- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
Говоря о Yamaha Niken, нельзя не вспомнить его предшественников. Трёхколёсные машины с мотором появились практически одновременно с двухколёсными, но их удручающим недостатком была крайне малая устойчивость к опрокидыванию. Поэтому уже сто лет назад пытливые умы задумывались: а нельзя ли, чтобы трёхколёсный аппарат проходил поворот с наклоном, как двухколёсный?
Сводные батальоны грачей ещё только готовятся к отлёту на заснеженную Родину, а в Сокольниках любители старинной техники уже сбросили оковы зимней спячки. Их собирает «Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина».
Некоторые из «мотоциклов не для мотоциклистов» стали супербестселлерами. У других же судьба сложилась не так удачно, но не менее интересно.
За четверть века мотоциклы итальянской марки MV Agusta выиграли больше 3000 гонок во всех классах – от 125 до 500 см³, в том числе 275 Гран-при, и завоевали 75 титулов чемпиона мира. Последним их выступлением стала гонка в Brands Hatch 29 октября 1976 года.
Почетный эскорт (выполнявший также функции охраны) – традиция давняя. Издревле парадные выезды русских царей и приемы иноземных посольств сопровождались отрядами стрельцов. В XX веке на смену лошадям пришли мотоциклы.
Этот двигатель стал последним шедевром Фабио Тальони, легендарного главного конструктора Ducati. Он оказался настолько хорош, что и спустя почти 40 лет его черты явственно видны в большинстве мотоциклов марки.
Ровно 30 лет назад Эрик Бьюлл выпустил свой первый дорожный спортбайк – RR1000. Хороший повод для того, чтобы освежить впечатления от этой неординарной машины.
Всего через два месяца после 90-летнего юбилея, в своем доме в пригороде Милана, скончался бывший шеф гоночной команды MV Agusta и основатель одной из лучших итальянских тюнинговых компаний Артуро Магни.
Двигатели нижнеклапанной схемы концерн BMW выпускал не так уж и долго: два десятка лет. Но именно этот мотор – в его самом совершенном варианте R71 – стал основой для миллионов уральских и киевских мотоциклов. Так что для нас он cамый главный оппозит...
11 сентября 2015 года в возрасте 83 лет скончался Леопольдо Тартарини, основатель компании Italjet и создатель многих замечательных мотоциклов, среди которых – культовый Ducati 750SS.
От судьбы не уйдешь – как не уйти японским конструкторам от образа «юджима», UJM – Universal Japan Motorcycle. В попытках создания биг-байка инженеры Suzuki опробовали и двухтактную «тройку», и роторный двигатель – чтобы прийти в итоге к рядной «четверке».
60-е годы стали золотой эпохой нашего мотопрома. Заводы вышли на стабильное массовое производство, расширилась номенклатура, каждые два-три года проходили модернизацию модели, еще не утратившие потенциал своего развития и не отставшие «навсегда». А главное – конструкторы создавали и совершенно новые машины. Такие, как тульский мотороллер «Турист».
Когда японские концерны вышли на мировой рынок, к ним поначалу относились с презрением: дескать, они способны лишь копировать европейские конструкции. Но прошло всего несколько лет, и уже европейцы не гнушались заимствовать идеи японцев. И первой ступила на эту скользкую тропу итальянская компания Laverda.
В советской плановой экономике «всяк сверчок знал свой шесток». Конкуренция не поощрялась, и каждое предприятие имело отведенную ему номенклатуру. Раздражающе не вписывались в эту схему заводы в Коврове и Минске, выпускавшие практически одну модель 125-кубового мотоцикла. И когда ковровчане «пошли на повышение», чиновники вздохнули с облегчением.
Одно из самых неординарных творений нашего мотопрома – «Иж-Планета Спорт». Но мало кто знает, что у этой машины богатая предыстория: концепция ее двигателя была обкатана на престижных Международных шестидневных соревнованиях ФИМ. На наших страницах впервые – история «прото-ПСа», спортивного «Иж-65М».
Этот двигатель обласкан и прессой, и покупателями. Он завоевал репутацию одного из самых удачных и надежных силовых агрегатов конца ХХ века, успешно выступал в марафоне «Париж — Дакар», поработал в шасси первого японского кафе-рейсера. И едва не стал основным мотором для самого большого советского мотозавода.
В городе, где по статистике самая высокая концентрация двухколесного транспорта на душу населения, музей мототехники быть обыкновенным, банальным, типичным не может по определению. Уверен, понимал это и Эстанис Солер, когда в 2011 году решил открыть филиал своего Museu de la Moto в Барселоне.
Для итальянской конструкторской школы характерно изящество не только эстетических, но и технических решений. Один из лучших примеров такого подхода – V-образные «двойки» Moto Morini.
Шестикратный чемпион мира и шестикратный победитель Tourist Trophy Джефф Дюк ушел из жизни в своем доме на острове Мэн 1 мая этого года, в возрасте 92-х лет. В мире мотогонок Дюк стал первой суперзвездой международного масштаба – до него никто не выигрывал три чемпионата подряд и не завоевывал два титула за один год.
Почти 70 лет тому назад на улицах Коврова зазвучали новые ноты: рокот двигателей и приглушенный шум выхлопа первых ковровских мотоциклов. На боковых поверхностях бензобаков красовались цветные эмблемы с буквой К, означающей, что эти машины изготовлены руками местных рабочих и инженеров.
Параллельные «двойки» — фирменное блюдо британской мотопромышленности. AJS, BSA, Norton, Triumph… Достойное место в этом ряду занимает и Royal Enfield – еще старой британской выделки.
Эпоха рок-н-ролла обошла Японию стороной: слишком бедна была страна в те годы, да и господствовавшее тогда неодобрительное отношение к «западному декадансу» сказалось. Зато сейчас молодые японцы с упоением наверстывают этот провал в истории. И часть этой субкультуры – британские кафе-рейсеры.
Добрых десять лет чешские кроссовые мотоциклы были одними из лучших в мире – свидетельством чему стала внушительная коллекция наград, собранная гонщиками Чехословакии, СССР, ГДР, Бельгии и многих других стран. А для нас «чизы» стали тем снарядом, на котором оттачивали свое мастерство спортсмены советской школы мотокросса.
Можно долго спорить над тем, какой мотоцикл совершил переворот в истории спортбайка: Honda FireBlade? Kawasaki Ninja? Ducati 851? Но многие полагают, что эта выдающаяся роль принадлежит Suzuki GSX-R750 – первому аппарату компании с двигателем SACS.
Четырехтактные «одностволки» более полувека были коронным блюдом британской мотопромышленности. Поэтому когда конструктор Валентайн «Вэл» Пейдж получил задание спроектировать новое семейство одноцилиндровых моторов для BSA, он подошел к этому делу со всей ответственностью.
Ушедший от нас осенью прошлого года итальянский инженер Федерико Мартини – невоспетый гений мотоциклетного проектирования. Именно он построил первый современный спортбайк, а его мотоциклы и моторы много раз выигрывали соревнования.
«Дизайнер создает вещи не только красивые, но и целесообразные…» Забудьте! Эта сентенция вовсе не относится к мегазвездам в сфере дизайна. Таким, как француз Филипп Старк – он похваляется, что может скреативить все что угодно, причем на проект кресла у него уходит всего две минуты, а отеля – полтора дня...
Япония вышла на сцену позже других великих мотоциклетных держав. Но ее дебют был столь оглушителен, что едва не смел весь остальной мировой мотопром.
Хотя история и не знает сослагательного наклонения, все мы любим помечтать на тему «А что если бы?» Например, если бы BSA продолжала развивать свои V-твины – и протянула бы с ними до наших дней? Австралиец Дуг Фрезер не только гадает – но и строит такие аппараты.
Когда заходит речь о мотоцикле по-американски, мы привычно вспоминаем только одну марку. Между тем американский мотопром куда многообразнее – и сегодня, и в былые дни.
«Ни фига себе скутер отгрохали!» – такова была парадоксальная реакция на дебют мотоцикла Honda PC800 Pacific Coast. Напомню: на дворе 1989 год. Максимум, на что может рассчитывать скутерист, – 250-кубовая Honda Fusion. До появления Yamaha T-Max остается 11 лет…
Массимо Тамбурини, ушедший от нас 6 апреля 2014 года в возрасте 70 лет, был абсолютным гением. Среди его культовых творений такие шедевры, как Bimota SB2, Ducati 916, MV Agusta F4 – машины, определившие развитие современного мотоцикла. При этом ходовые качества этих аппаратов были столь же хороши, как их дизайн.
Концерн BMW всегда использовал самый лучший способ проверки динамики и надежности своей продукции – гонки. 75 лет назад Георг «Шорш» Майер на компрессорном BMW стал первым гонщиком не с Британских островов, выигравшим Tourist Trophy.
В 60-е годы в Англии на мотороллерах в основном ездили «моды» – наиболее культурные представители моторизованной двухколёсной молодёжи. Несколько позже, сознательно или нет – доподлинно неизвестно, – идею переняли и «мотоинтеллигенты» СССР. Одному из наших авторов довелось прокатиться на идеально отреставрированном стильно-модно-молодёжном транспортном средстве эпохи развитого социализма.
Не успели боссы компании Harley-Davidson утереть крокодильи слезы по поводу кончины главного местного конкурента Indian, как на них обрушилась новая напасть: британские мотоциклы. Для борьбы с ними был создан Sportster.
Итальянскую мототехнику всегда отличала некая изысканность – и в техническом, и в особенности в эстетическом плане. Чувство красоты заложено в итальянцев на генетическом уровне. Так же как и стремление выяснять, кто кого обгонит.
Италия участвовала в двух мировых войнах на разных сторонах: против Германии и в союзе с ней – но и враги, и союзники сходились в одном: итальянские вояки немногого стоят. За исключением лишь элитных частей – берсальеров.
Вот только не надо о том, что конструкция-де скопирована с BMW. Как будто хоть одна страна смогла избежать заимствований и лицензий. Главное в том, что надежный и неприхотливый оппозит прошел Великую Отечественную и после Победы облегчал быт многих советских людей в сложный период восстановления – а потому прочно и надолго обрусел.
Из английского языка в русский пришли слова «джентльмен» и «хулиган». Вся история мотоцикла по-британски балансирует между этими двумя полюсами.
Хотя предтеча британских рядных твинов – Triumph Speed Twin – дебютировал еще в 1936 году, массовый переход на эту схему произошел лишь после Второй мировой войны. В ряду новинок не затерялся и Norton co своей «двойкой», без ложной скромности названной Dominator.
Настоящий знаток всегда с одного взгляда отличит немецкий аппарат от итальянского, американского и даже японского. Почему? Да потому, что в каждой крупной мотоциклетной державе сложилась своя школа, в свою очередь опирающаяся на национальные традиции. Мы открываем цикл, посвященный этому интересному явлению. И начнем с нации, построившей первый в мире мотоцикл с ДВС – с немцев.
В советском мотопроме завод в Горьком – наскоро переоборудованные в начале Великой Отечественной войны для выпуска М-72 цеха предприятия «Красная Этна» – пожалуй, наименее известен. И все же и у него была своя минута славы.
В 1931 году на совещании в Главмашпроме ВСНХ СССР было принято решение о проектировании армейского мотоцикла с «мотором американского типа». Его разработкой занимался коллектив под руководством Петра Владимировича Можарова, а производственной площадкой стал Подольский механический завод.
В середине 50-х годов прошлого века никто в Европе и не подозревал, что в Японии делают мотоциклы. Но когда в 1959 году на рынок Великобритании вышла Honda Dream, местные специалисты были поражены: азиаты утерли нос европейцам!
В нынешней России своих мотоциклов практически не делают – то ли разучились, то ли просто не хотят. В Советском Союзе тоже не особо умели, зато энтузиазма было много, потому выпускали их в фантастических количествах. А вот в России прежней, царской, мотоциклов строили немного, зато с любовью и тщанием…
Слова «гений» и «трагедия» затерты от неумеренного употребления, но нет никаких сомнений в том, что новозеландец Джон Бриттен был гениальным инженером, а его смерть в сентябре 1995 года в возрасте 45 лет от рака кожи стала настоящей трагедией и для всех, кто его знал, и для всего мотоциклетного сообщества.
Спросите любого поклонника MotoGP, какой гоночный мотоцикл он считает самым экзотическим и желанным, и он наверняка ответит: Moto Guzzi V8. Хотя этот аппарат провел всего два полноценных гоночных сезона и не выиграл ни одного Гран-при, его окружает такая мощная аура исключительности, что он стал легендой.
На этих аппаратах ездили звезды и лузеры, гангстеры и полицейские, солдаты и проповедники. Несколько десятилетий они определяли лицо мотоциклетной Америки.
Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, снова Санкт-Петербург – все это названия города на Неве, «колыбели революции». И – советского мотоциклостроения, хотя об этом мало кто знает. Восполним этот пробел…
Сорок лет назад многим казалось, что песенка традиционного поршневого двигателя спета. На смену ему вскорости придет мотор другого типа – роторно-поршневой.
В начале 50-х годов английская компания BSA вышла на первое место в мире по производству мотоциклов. А ее рядные твины вошли в золотой фонд технической классики.
Родной дом мотоциклов Indian в городе Спрингфилд, штат Массачусетс, поклонники марки называли «Вигвамом». И однажды под его сенью встретились бледнолицый разведчик (Scout) и краснокожий вождь (Chief).
Когда-то это многоэтажное здание, ныне вмещающее в себя полсотни разных фирмочек и конторочек, было Меккой для всех, кто в СССР имел отношение к проектированию мотоциклов. Потому что там, в подмосковном Серпухове, размещался главный координационный, проектный и испытательный центр – ВНИИМотопром.
Чего можно ожидать от маленького провинциального музея в Новой Англии? Оказывается, там могут скрываться подлинные сокровища.
Garelli – одна из старейших итальянских марок. Когда-то она занимала второе место после Piaggio по производству мототехники в Италии. Но самый значительный вклад компании в развитие мотоцикла – двухпоршневой двухтактный мотор, который инженер Адальберто Гарелли создал ровно сто лет назад.
В истории британского мотопрома много имен, слава которых завоевана на гоночных трассах. Но лишь мотоциклы нескольких марок позволяли любителям бороться наравне с профессионалами: Norton, Velocette, AJS, Matchless.
Стиль café-racer настолько популярен у кастомайзеров и тюнингеров всех мастей, что особо прыткие эксперты так и норовят его объявить вышедшим из моды и похоронить. А он, зараза, никак не хочет помирать!
Мотогонки по пересеченной местности — удел сильных, смелых и выносливых молодых парней. Сегодня трудно себе представить молодую девушку в грубом комбинезоне, кирзовых сапогах с каской на голове, да еще за рулем гоночного мотоцикла. А я знал команду краснодонских мотогонщиков середины 50-х годов, в составе которой было несколько молодых девушек. Болельщики в шутку их называли «бабушками на метле».
Не все выбирают мотоцикл по принципу «чем толще – тем лучше». Кое-кто предпочитает технику в миниатюре.